Всем кружкам по мозгам
Очередная реформа ждет российское образование. Теперь чиновники
решили реформировать систему дополнительного образования. Со школьниками
в кружках будут заниматься профессионалы из разных отраслей, а к
созданию различных проектов, где могли бы обучаться школьники, будут
привлекать представителей бизнеса, заявляют в Министерстве образования
и науки.
Минобрнауки начинает реформу дополнительного образования.
Преподавателями в кружках станут профессионалы в различных отраслях
знаний, а к созданию образовательных проектов планируется привлекать
крупные компании. Заместитель министра образования и науки Вениамин
Каганов говорит, что сейчас практически невозможно создавать стандарты
для дополнительного образования из-за быстро меняющихся технологий.
Поэтому систему дополнительного образования обещают сделать гибкой,
чтобы она реагировала на эти изменения. «В течение двух-трех
лет систему дополнительного образования ждет переосмысление,
переоснащение, а также возникновение новых форм. Сейчас в дополнительное
образование детям идти нет смысла, потому что там нет передовых
технологий, о которых они знают все. И если взрослые, приходя куда-то,
где показывают самолеты 40-летней давности, могут умилиться, то
современного ребенка это не интересует. Если он и готов что-то строить,
то только действующую модель, которая должна летать», — считает Каганов.
Для реализации реформы при Минобрнауки будет создан межведомственный
совет, который возглавит министр Дмитрий Ливанов и в который войдут
представители Министерства культуры и Министерства спорта. Сейчас уже
готов проект развития дополнительного образования, а также будет создана
концепция, в которой пропишут все стратегические направления развития.
«Подготовительный этап будет идти весь следующий год. К 2020 году
Минобрнауки планирует довести количество детей, которые охвачены
качественным дополнительным образованием, до 75% от общего числа», —
говорит Каганов. По его словам, сейчас в кружках и секциях занимается
58% школьников, однако заместитель министра считает, что эта цифра
несколько завышена. В качестве примера, каким будет
дополнительное образование, он привел существующие в Москве Центры
технологической поддержки, которые были созданы на базе 15 вузов. В эти
центры набираются школьники, которые занимаются наукой и готовятся
в центрах к олимпиадам. Для этого там было установлено современное
оборудование, например, оптические 3D-сканеры. «Эти центры позволяют
детям не только что-то придумать самим, но и выйти на создание
действующей модели. Рядом с ними находятся преподаватели, которые могут
легко ориентироваться в меняющихся технологиях», — отмечает Каганов.
Приглашение в качестве педагогов из различных отраслей станет одним
из ключевых изменений. «У нас превалирует творческая направленность
в дополнительном образовании, но не все ведь будут танцорами. Поэтому
необходимо создавать такую систему, где работали бы профессионалы
из разных областей», — сообщает Каганов. Уже в ближайшее время
начнутся подготовительные мероприятия к реформе. В частности,
Минобрнауки собирается на примере конкретных проектов проверить, будут
ли работать их нововведения. Например, АФК «Система» совместно с «Интел»
создаст 32 центра высоких технологий для дополнительного образования,
а МГТУ Станкин будет учить школьников 3D-моделированию.
Дополнительное образование тоже перейдет на нормативно-подушевое
финансирование. «Пока мало кто из учреждений дополнительного образования
перешел на эту систему. В основном все получают деньги по старой схеме
на год вперед. Но в скором времени деньги пойдут за ребенком — оказали
услуги, получили финансирование на образование одного ребенка
от государства. На эти деньги можно поощрить тех педагогов, к кому дети
приходят на занятия. Или заключить контракт, например, с МГУ, чтобы их
преподаватели занимались с детьми», — говорит Каганов. По
словам Каганова, необходимо создать гибкую систему, которая бы позволяла
давать качественные услуги без разработки стандартов, апробирования
и прочего. «Технологии уже изменятся, пока мы будем вводить новые
стандарты», — отмечает он. Планируется, что возрастет зарплата
педагогов допобразования. «Сейчас в пяти субъектах зарплата у педагогов
дополнительного образования выше, чем у обычных учителей. В основном же
она составляет только 50% от уровня зарплаты учителей. Мы планируем
к 2015 году их выровнять», — говорит Каганов. Автор: Елена Мухаметшина |