Автор: Е.В. Якушина, канд. пед. наук, ст.
науч. сотр. лаборатории медиаобразования ФГНУ "Институт содержания и
методов обучения" Российской академии образования
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС)
- их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие
личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков;
формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной
образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с
принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Также изменяются и технологии обучения, внедрение
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает
значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому
предмету в ОУ.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Прежде всего необходимо рассмотреть этапы конструирования урока:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления
новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний,
умений и навыков; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и
коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Карта обеспеченности урока
Раздел (учебный элемент)
|
Материально-техническое оснащение (количество бумажных источников и компьютеров с необходимым программным обеспечением)
|
Учитель
|
Ученики
|
Время
|
Используемые бумажные источники
|
Используемые электронные ресурсы
|
Используемые бумажные источники
|
Используемые электронные ресурсы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При отборе электронно-образовательных ресурсов (далее - ЭОР) к уроку необходимо строго следовать следующим критериям:
• соответствие ЭОР:
- целям и задачам урока;
- основным требованиям к ЭОР (обеспечение всех компонентов
образовательного процесса, интерактивность, возможность удаленного
(дистанционного) обучения);
- научно-педагогическим требованиям к ЭОР*;
- эргономическим требованиям;
• научность и достоверность предоставленной информации.
Основная дидактическая структура урока отображается в
плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как
статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока,
так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
- Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие,
воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты:
знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на
основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции,
обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в
школе и возможность достижения планируемых результатов освоения
основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений
(универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с
требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к
уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности с применением
технологической карты заключается в использовании инновационной
технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по
освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов.
Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность,
алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
- цель освоения учебного содержания;
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредмет-ные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
- основные понятия темы;
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы
определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические
задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его
понимания и усвоения);
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и
системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с
учетом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приемы и
формы работы с обучающимися на уроке, согласовывать действия учителя и
учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в
процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов
учебной деятельности.
Технологическая карта позволит учителю:
- реализовать планируемые результаты ФГОС;
- определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- системно формировать у учащихся УУД;
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести
его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год
посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
- освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож
- дает учителя от непродуктивной рутинной работы);
- определить возможности реализации межпредметных знаний
(установить связи и зависимости между предметами и результатами
обучения);
- на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
- решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;
- обеспечить повышение качества образования.
-
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать
выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также
осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности
человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата
деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств.
Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование",
"Знакомство" и пр. В формировании цели урока следует избегать глагольных
форм.
Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной
ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута
преобразованием этих условий, согласно определенной
процедуре.Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить",
"проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и
пр.
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из
промышленности. Технологическая карта -технологическая документация в
виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления,
обработки, производства определенного вида продукции, производственных
операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления
операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект
учебного процесса, в котором дано описание от цели до результата с
использованием инновационной технологии работы с информацией.
Приложение
Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование"
ШАБЛОНЫ технологических карт урока
Ф. И. О. педагога: .................................
Предмет: ..............................................
Класс: ..................................................
Тип урока: ............................................
Технологическая карта с дидактической структурой урока
Дидактическая структура урока*
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
УУД
|
Организационный момент
|
|
|
|
|
|
Проверка домашнего задания
|
|
|
|
|
|
Изучение нового материала
|
|
|
|
|
|
Закрепление нового материала
|
|
|
|
|
|
Контроль
|
|
|
|
|
|
Рефлексия
|
|
|
|
|
|
Технологическая карта с методической структурой урока
Дидактическая структура урока
|
Методическая структура урока
|
Признаки решения дидактических задач
|
Организационный момент
|
Методы
обучения
|
Форма
деятельности
|
Методические
приемы и их
содержание
|
Средства
обучения
|
Способы
организации
деятельности
|
Актуализация знаний
|
|
|
|
|
|
|
Сообщение нового материала
|
|
|
|
|
|
|
Закрепление изученного материала
|
|
|
|
|
|
|
Подведение итогов
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание
|
|
|
|
|
|
|
*
Дидактическая структура урока формируется в соответствии с основными
этапами урока, но может меняться в зависимости от типа урока. - Примеч. авт. |