Рекомендации к анализу работы общеобразовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся 1. Анализ кадрового обеспечения: – наличие психологов, их количество; – наличие логопеда; – наличие социального педагога; – наличие учителей физической культуры; – наличие медицинских работников (врач, фельдшер, медсестра). 2. Анализ здоровьесберегающей инфраструктуры: – состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормами; – оснащённость кабинетов, спортивного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; – наличие и оборудование логопедического кабинета; – наличие и оборудование психологического кабинета, кабинета релаксации, кабинета психологической разгрузки; – наличие в учебных кабинетах оборудования для оздоровления и сохранения здоровья обучающихся (конторки, специальные ортопедические коврики, наглядные пособия, зрительные тренажеры и т. д.); – наличие в рекреациях и коридорах оборудования для оздоровления и сохранения здоровья обучающихся (уголки релаксации, дизайн, зимний сад, игровые комнаты и т. д.); – наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; – наличие и необходимое оснащение школьной столовой; – организация качественного питания. 3. Анализ организации образовательного процесса и его соответствие СанПиН: – соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения; – использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию); – контроль за введением инноваций в учебный процесс; – соблюдение требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); – организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе; – индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития, работа по индивидуальным программам в старших классах). 4. Анализ организации физкультурно-оздоровительной работы: – работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.), в том числе организация занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ); – организация работы групп корригирующей гимнастики; – организация часа активных движений (динамические паузы) между 3-м и 4-м уроком в начальной школе; – организация динамических перемен, физкультминуток на уроках и физкультпауз при подготовке домашних заданий в группах продлённого дня (ГПД); – создание условий для организации и проведения занятий спортивных секций; – проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). 5. Анализ просветительско-воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: – создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учителей, учащихся старших классов, родителей; – внедрение образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; – проведение лекций (лекториев), бесед, консультаций по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек. 6. Анализ организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями: – лекции, семинары, консультации, курсы для педагогов и родителей по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т. п.; – приобретение необходимой научно-методической литературы; – привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п. 7. Анализ медицинской профилактики и динамического наблюдения за состоянием здоровья: – создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами; – использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, а также нарушений зрения и т. п.); – регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога; – регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья, их обсуждение с педагогами, родителями, ведение карты здоровья класса (школы); – привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. |