Рекомендации по организация системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях
[ Скачать с сервера (5.0 Kb) ] | 22.01.2010, 14:28 |
комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях (по материалам Института возрастной физиологии РАО) Работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, можно строить в соответствии с одной из трех стратегий. 1. Стратегия традиционная. При данном подходе приоритет отдается медико-гигиеническим технологиям, при которых основные задачи решают врачи, а педагоги только выполняют их указания и рекомендации. В условиях возрастания в современном мире неблагоприятных воздействий на человека, с одной стороны, и слабости организационно-финансовых возможностей нашего здравоохранения – с другой, рассчитывать на заметные результаты использования такого подхода, к сожалению, не приходится. 2. Стратегия точечная. Это отдельные действия, решения, мероприятия, создающие впечатление (у других и у себя), что работа по сохранению здоровья проводится содержательная. Таковыми могут быть создание фитобара (очень популярно!), организация комнаты психологической разгрузки, оформление нескольких стендов, проведение «Дней здоровья», «Праздников здоровья», введение факультатива по валеологии и т. п. Если результаты в этих случаях и появляются, то незначительные и нестойкие. 3. Стратегия формирования здоровьесберегающего пространства школы. Ее выбирают те, кто намерен серьезно заниматься проблемой здоровья, сделать ее приоритетной. Для обеспечения эффективной интеграции здоровьесберегающих технологий в работу учреждения руководству школы необходимо решить ряд обязательных задач. 1. Приоритет: признание школой задачи заботы о здоровье учащихся и педагогов в числе ее важнейших задач. Именно здесь особенно велика вероятность формального подхода, «забалтывания» вопроса, поэтому такая установка школы должна быть известна всем – от управления образования до каждого ученика. Для подтверждения серьезности намерений, провозглашенных администрацией и всем педагогическим коллективом школы, необходимо: – разработать школьную программу обеспечения приоритета здоровья (школьная программа здоровья – ШПЗ); – в каждом серьезном решении, принимаемом администрацией школы, отдельной строкой фиксировать аспекты, связанные с влиянием данного решения на здоровье школьников; – обеспечить проведение мониторинга здоровья учащихся и происходящих в школе изменений, связанных с вопросами здоровья (см. рекомендации по проведению мониторинга); – учитывать результаты мониторинга при составлении отчетов школы, при разработке программ развития, финансирования школы и т. п. 2. Ответственность: каждый человек, связанный со школой, должен нести свою долю ответственности за решение вопросов здоровьесбережения. Для этого возможно: – со школьниками заключить индивидуальные соглашения, в которых прописано, что именно должен и чего не должен делать данный учащийся, чтобы заботиться о своем здоровье и помочь школе обеспечить решение данной приоритетной задачи; – подобные же индивидуальные соглашения (договоры) заключить с родителями учащихся, что повысит уровень их ответственности и конкретизирует возможности подключения их к работе школы в этом направлении; – в перечень должностных обязанностей учителей и специалистов включить соответствующие пункты. 3. Гигиена: обеспечение соблюдения требований СанПиН к санитарно-гигиеническим условиям в школе и организации образовательного процесса. 4. Профилактика: включение в школьную программу здоровья (ШПЗ) и реализация на практике мероприятий по профилактике основных «школьных болезней» (близорукости, нарушений осанки, заболеваний органов пищеварения) и дезадаптационных состояний (гиподинамии, переутомления, дистресса и др.). Это требует, в частности, ограничения учебной нагрузки на каждого учащегося рамками его индивидуальных возможностей, психологически грамотной организации экзаменационных процедур, организации рационального питания школьников, предоставления им достаточных возможностей для необходимой двигательной активности, оснащения классов схемами для гимнастики зрения на уроке и тому подобного комплекса мероприятий. 5. Урок: обеспечение благоприятного (педагогического и психологического) воздействия каждого учителя на своих учеников во время проведения уроков, с максимальной индивидуализацией этого воздействия. 6. Обучение: обеспечение необходимого уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. Для этого в учебных программах всех классов должен быть или специальный предмет (культура здоровья, психология здоровья, валеология и т. п.), или блок вопросов в рамках курсов ОБЖ, физкультуры, биологии, а также организована работа факультативов. При этом необходимо помнить, что основная цель этого направления работы – воспитание у школьников и педагогов культуры здоровья, а не просто «загрузка» их информацией, даже очень полезной. 7. Валеология: при появлении у школы финансовых возможностей целесообразно использовать дополнительные средства для создания условий, позволяющих целенаправленно формировать, укреплять и даже восстанавливать здоровье учащихся и педагогов. Сюда относится организация фитобара, тренажерного зала, комплекса самодиагностики, кабинетов физиотерапии, психологической разгрузки, «горного воздуха» и т. п. 8. Комплексность: только при взаимосвязанном решении задач разного уровня возможно достижение долговременных и очевидных сдвигов в сторону улучшения состояния здоровья школьников. Если школа в качестве приоритетной выбрала стратегию формирования здоровьесберегающего пространства школы, то на первом этапе этой работы она должна сделать несколько последовательных шагов. Шаг 1. Создание небольшой (5–10 человек) рабочей группы из тех, кто хочет и готов заниматься таким проектом. В ее состав могут войти учителя, специалисты школы, представители научной организации, а также кто-то из родителей учащихся. Желательно, чтобы неформально возглавил эту группу директор школы. Задача группы – принять решение о выдвижении вопросов здоровья в число приоритетов работы школы (или отказаться от этого. В этом случае дальнейшие шаги не обязательны). Шаг 2. Разработка предварительного проекта: постановка целей, задач, оценка имеющихся ресурсов (материально-финансовых, кадровых, организационных, информационных). Шаг 3. Поиск и обеспечение дополнительных ресурсов, необходимых для реализации проекта (или первого его этапа). Обучение (одного или нескольких педагогов, заключение договоров о сотрудничестве с научными центрами, специалистами, активизация возможностей родительского комитета, учителей, спонсоров и т. д. Шаг 4. Разработка рабочего варианта проекта и поэтапного плана действий с учетом местных условий. Распределение сфер ответственности, обязанностей и задач каждого участника проекта. Шаг 5. Разработка программы диагностики состояния здоровья учащихся и структуры факторов, оказывающих негативное воздействие на здоровье. Составление карты индивидуальных показателей учащихся (КИПУ). Шаг 6. Анализ полученных результатов состояния здоровья учащихся и структуры патогенных факторов. Учет полученных результатов при планировании и корректировке программы работы школы на втором этапе. При организации этой работы следует учитывать условия, значимо влияющие на успешность реализации школьных проектов в сфере здоровьесбережения. Ниже приводится неранжированный перечень этих условий. 1. Позиция, степень и мотивы заинтересованности, уровень общей и научно-педагогической культуры директора школы. 2. Позиция, степень и мотивы заинтересованности руководства управления образованием. 3. Кадровый состав и психологический климат в педагогическом коллективе школы. 4. Возможности получения дополнительных материалов и финансовых средств на реализацию программы. 5. Возможность заключения договорных отношений с учеными, готовыми обеспечить научную поддержку программы, организацию мониторинга и экспертизу получаемых результатов. | |
| |
Просмотров: 6179 | Загрузок: 1512 | |
Всего комментариев: 0 | |