Итак, пора на покатушки! Но прежде чем выезжать из дома, будет не лишним проверить вашу и велосипедную экипировку.
ВЕЛООДЕЖДА И ЭКИПИРОВКА
Оптимальная одежда для катания на велосипеде — та, в которой комфортно ездить в заданном темпе при определенной температуре воздуха. И выбирать что-то конкретное лучше, учитывая где и как вы привыкли кататься.
Для длительных велопрогулок и велотуризма наиболее удобна специализированная одежда для велоспорта (желательно ярких расцветок), которую можно приобрести в спортивных магазинах (как правило, в тех же, что торгуют велосипедами и велооборудованием). К такой одежде в первую очередь относятся так называемые «велотрусы» — велосипедные шорты до колен (иногда в виде комбинезона) или рейтузы, экипированные специальной кожаной или матерчатой прокладкой (в велосипедном жаргоне эту прокладку именуют «памперс»), защищающей внутреннее бедро велосипедиста от натирания седлом. Цены на «велотрусы» колеблются от 15 долларов до 60 и более. Если на улице прохладно, то «велотрусы» можно одеть и под обычные спортивные брюки как «нижний слой». Шорты, как правило, более удобны и универсальны, нежели комбинированные костюмы или рейтузы, и одинаково подходят как мужчинам, так и женщинам (хотя некоторые фирмы различают «мужские» и «женские» фасоны «велотрусов»). Стоит отметить, что обычные женские «велосипедки» для фитнеса не подойдут: несмотря на внешнюю схожесть с «велотрусами», они, как правило, сшиты по другим лекалам и лишены защитной прокладки.
Популярностью пользуются и специальные велофутболки — яркие, удобные и хорошо вентилируемые.
Любители настоящего велосипедного экстрима (даунхил, байкер-кросс и т.д.) кроме обычной велоодежды также используют специальную «защиту» — одежду, обеспечивающую безопасность спортсмена во время скоростной езды по сверхсложным трассам и исполнения сложных трюков. Данная защита чаще всего состоит из пластмассовых щитков, соединенных прочной хорошо вентилируемой тканью, и защищает руки («локти»), ноги («колени» и «голень»), а также спину и грудную клетку («панцырь»). Смотрится все это и впрямь как рыцарские доспехи, да и выглядит такая защита весьма агрессивно. И чтобы не шокировать изумленную публику (да и для собственного удобства), экстремалы одевают эту защиту не на, а под верхнюю одежду.
Отправляясь на длительные покатушки, надо знать, что температура в течение дня может сильно меняться, поэтому рекомендуется одеваться так, чтобы в случае необходимости можно было раздеться или, наоборот, утеплиться. Например, катаясь в велошортах и велофутболке, при похолодании надеть сверху спортивные брюки и куртку. Неплохо бы учитывать возможность осадков (даже если в прогнозе погоды их нет), а потому захватить с собой непромокаемую куртку или накидку.
Перчатки защищают ладони от натирания, к тому же они помогают сохранить ладони при падениях.
Желательно захватить с собой и солнечные очки, которые сберегут ваши глаза от яркого солнца, пыли и насекомых.
Очень важно правильно выбрать обувь — она должна быть удобной во всех отношениях, чтобы ступня чувствовала себя комфортно, была хорошо зафиксирована и не слетала с педалей. Существует целый ряд моделей велокроссовок и велотуфель разных ценовых категорий, хотя можно обойтись и обычными удобными кроссовками с жесткой рельефной подошвой.
Отдельный вопрос — головной убор. Можно, конечно, удовольствоваться и кепкой с козырьком, но куда лучше приобрести шлем. Главное в шлеме — то, что он должен удобно сидеть на голове, хорошо вентилироваться и не ограничивать обзор. Даже если вы не планируете экстремальных покатушек, шлем защитит вашу голову от веток, возможных ушибов при падениях на кочках, при поворотах и внезапных препятствиях.
Стоит помнить, что шлем — вещь «одноразовая». Даже если после удара на нем не осталось никаких трещин и вмятин, его лучше больше не использовать. Механизмы внутренней защиты уже не будут функционировать, и шлем вряд ли защитит вас от серьезных травм. Учитывая это, ни в коем случае не покупайте шлемы «из вторых рук» — даже обладая прекрасным внешним видом, шлем может оказаться «ударенным», что проверить практически невозможно.
Выбирая шлем, обратите внимание на его правильную регулировку — шлем должен плотно сидеть на голове, но ни в коем случае не давить, а при открытии рта ремешок должен слегка врезаться в челюсть. Если во время примерки вы не можете отрегулировать шлем подобным образом, это значит, что он вам не подходит, и лучше выбрать другой экземпляр.
Некоторые шлемы сзади снабжены светоотражающей полоской, которая нужна для того, чтобы в темное время суток быть более заметным для едущих сзади автомобилей. Большинство шлемов также экипированы козырьком, защищающим от солнца.
Любители экстрима, как правило, приобретают шлемы повышенной прочности (а потому весьма дорогие). Риск — дело благородное, но трюки, требующие высокого мастерства, весьма опасны для жизни.
И последнее, не стоит ездить в незастегнутом и плохо отрегулированном шлеме — такой шлем скорее станет для вас помехой, чем защитой.
ЭКИПИРУЕМ ВЕЛОСИПЕД
Редкий велосипед можно купить полностью экипированным. А во время поездки нередко может пригодиться то, чем обычно велосипед по умолчанию не экипируют — например, велокомпьютер, багажник, рюкзак, рога, передняя и задняя фара, крылья.
Впрочем, весь этот список при необходимости можно приобрести в том же магазине, где и велосипед, и самостоятельно установить.
Велокомпьютер очень полезен для любого велосипедиста, независимо от того, любитель он спокойных прогулок или скоростной езды. Велокомпьютер измеряет мгновенную скорость (т.е. скорость в настоящий момент времени) и пройденное расстояние (например, дневной пробег). Кроме этих функций большинство велокомпьютеров могут определять среднюю скорость за пробег, максимальную скорость, время, затраченное на поездку, отклонение от средней скорости и многие другие.
Ориентируясь по велокомпьютеру, можно точнее рассчитывать маршруты и трезво оценивать свои возможности, вырабатывая оптимальную тактику езды.
Некоторые продвинутые велосипедисты используют приборы GPS (глобальная система спутникового позиционирования) в качестве велокомпьютера. Такие модели имеют встроенный экран с картой перемещения велосипедиста, которая вместе с точным определением местонахождения позволит не заблудиться даже в самом «диком» месте.
Багажник необходим только если вы планируете многодневные путешествия или же желаете прикрутить к багажнику корзину для продуктов. Как правило, велотуристы закрепляют на багажнике специальный велорюкзак, прозванный за своеобразную конструкцию «штанами». Подобные рюкзаки бывают разных размеров, но для многодневных походов обычно используются экземпляры вместимостью около 70-100 литров. Оптимальный материал для туристского багажника — алюминий (или титан, но титановые багажники — все же редкость).
Багажниками экипируют только хардтейлы и ни в коем случае двухподвесы! Если вы планируете всерьез заняться скоростной или экстремальной ездой, багажник — лишняя тяжесть, дополнительное неудобство, да и вряд ли он будет смотреться на спортивном велосипеде.
Если же вы не планируете перевозить тяжести, то багажник вам просто ни к чему — можно вполне обойтись удобным заплечным рюкзаком или же велосумкой. Последние бывают различных типов: с креплениями под рамой, под седлом и даже на руле. Однако лучше не использовать одновременно более одной сумки, поскольку обвешанный сумками велосипед становится неуклюжим и неповоротливым, напоминая вьючное животное.
Далее — рога. Они одеваются на руль велосипеда и бывают полезными при подъеме, длительной езде по шоссе и для разгрузки сустава плеча. Некоторые велосипеды экипируются ими сразу (те, которые относятся к классу дорожных велосипедов). Не всем нужны рога, в первую очередь они необходимы любителям шоссе и велотуристам, а также приверженцам кросс-кантри. Что же до экстремалов, то для них рога могут стать не только помехой, но и причиной серьезных травм. Да и широкий руль на велосипедах для таких жестких дисциплин, как фрирайд и даунхил, имеет совершенно особую конструкцию, которая вовсе не предусматривает рога.
Передняя фара (белый цвет) нужна в темное время суток и в условиях плохой видимости. В первую очередь она важна для велотуристов (особенно осенью и зимой) и любителей покатать поздно вечером и ночью. Оптимальный вариант — галогеновая фара на аккумуляторах, которых хватает на несколько часов работы.
Задний фонарь на светодиодах, питающийся от батареек, — весьма полезное оборудование для любого велосипеда. В темное время суток велосипед плохо виден на дороге, а мощный мерцающий фонарь заметят сразу. Светодиоды потребляют небольшое количество энергии, поэтому обычных батареек хватает на несколько месяцев даже при ежедневном использовании.
Основная функция велосипедных крыльев — служить для защиты от грязи, но почему-то в большинстве случаев эффект полностью противоположен. Вы можете оказаться в грязи с ног до головы (а заодно и все, в радиусе полуметра от вашего велосипеда). Более того, крылья во многом — помеха для езды по бездорожью, поэтому приобретать их совсем не обязательно (впрочем, это уже дело вкуса).
НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ...
Кроме всего вышеперечисленного вам желательно захватить с собой еще кое-что. А именно: документ, удостоверяющий личность (паспорт), и страховой медицинский полис. Эти документы вам могут понадобиться в непредвиденных ситуациях (например, при получении травмы или ДТП). Без страхового полиса первую помощь вам, возможно, и окажут, но только самую экстренную.
Также желательно иметь при себе некоторое количество денег и мобильный телефон. На всякий случай.
Кое-кто возит с собой сразу две аптечки — одну для себя, другую — для велосипеда. И та, и другая бывают очень кстати. Как правило, в состав аптечки для себя входят: стерильный бинт, вата, лейкопластырь, резиновый жгут, йод (или зеленка), перекись водорода, аспирин, медицинский спирт, валидол, нашатырный спирт, ножницы. А аптечка для велосипеда — это запасные камеры, комплект резиновых «заплаток» для экстренной ликвидации проколов, насос и компактный набор ключей-шестигранников.
Если вы планируете провести на велосипеде целый день, неплохо бы подумать о пище и воде и захватить с собой хотя бы пакетик с сухофруктами и/или орехами и бутылку минералки. Впрочем, если вы не планируете покидать пределы цивилизации, все это можно купить по дороге.
Счастливого пути! |