Основы воинской службы
20.03.2008, 02:16
Воинская обязанность, ее определение и содержание.

Под воинской обязанностью понимается установленный законом по¬четный долг граждан с ору-жием в руках защищать свое Отечество, нести службу в рядах Вооруженных сил, проходить вне-войсковую подго¬товку и выполнять другие связанные с обороной страны обязанности.
Воинская обязанность граждан предусматривается как в мирное время, так и в период мобилиза-ции, военного положения и в военное время.
Структура воинской обязанности
 Воинский учет
 Обязательная подготовка к военной службе
 Призыв на военную службу (призыв по мобилизации, в период военного положения и в военное время)
 Прохождение военной службы по призыву (прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время)
 Пребывание в запасе
 Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе (военное обучение в период военного положения и в военное время)
В период мобилизации, военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными консти¬туционными законами, федеральными законами, другими норматив¬ными правовыми актами Российской Федерации и также предусмат¬ривает:
 призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
 прохождение военной службы в период мобилизации, военного положения и в военное время;
 военное обучение в период военного положения и в военное время.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной служ¬бе» определяет, что военная служ-ба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Воору-женных Силах Российской Федерации, других войсках, органах и формиро¬ваниях.
Военная служба заключается в исполнении гражданами установ¬ленной законом воинской обя-занности в течение определенных сроков. Она является приоритетной перед другими видами государственной службы и иной деятельности и имеет ряд особенностей.
Основные из них заключаются в следующем.
Во-первых, выполнение обязанностей военной службы сопряжено с риском для здоровья, а не-редко и жизни.
Во-вторых, к этой службе привлекаются лишь граждане, достигшие определенного возраста, от-вечающие установленным требованиям по состоянию здоровья и физическому развитию.
В-третьих, для военнослужащих предусмотрены специальные зва¬ния, единая форма одежды и знаки различия, специальная система аттестования.
В-четвертых, права и обязанности военнослужащих регламентиру¬ются специальным законода-тельством.
В-пятых, лица, проходящие военную службу, в особом порядке не¬сут дисциплинарную, админи-стративную, материальную и уголовную ответственность.
Граждане Российской Федерации проходят военную службу:
а) по призыву;
б) в добровольном порядке (по контракту).
Правовой основой воинской обязанности и военной службы явля¬ется Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, международ¬ные договоры Российской Федерации.

Организация воинского учета и первоначальная постановка граждан на воинский учет.
Воинский учет является одной из составных частей воинской обязан¬ности граждан Российской Федерации и заключается в специальном учете всех призывников и военнообязанных по месту жительства.
Персональный воинский учет ведется районными (городскими) во¬енными комиссариатами. Первичный учет призывников и военнообя¬занных, проживающих в сельской местности, а также в городах и по¬селках, где нет военкоматов, возлагается на военно-учетные столы при органах местного самоуправления. В соответствии с федеральным за¬коном «О воинской обязанности и военной службе» первоначальная по¬становка на учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта - в год достижения гражданами возраста 17 лет- комиссией по постановке на воинский учет, создаваемой в районе, городе без районного деления или ином равном им муниципальном (административно-территориальном) образовании.
Граждане, подлежащие постановке на воинский учет, при получе¬нии повестки обязаны лично прибыть в военный комиссариат по месту жительства.
Комиссия по постановке граждан на воинский учет утверждается главой органа местного само-управления (местной администрации) в следующем составе:
 военный комиссар района, города или иного равного им муници¬пального (администра-тивно-территориального) образования либо заместитель военного комиссара - председа-тель комиссии;
 специалист по профессиональному психологическому отбору;
 секретарь комиссии;
 врачи-специалисты.
Она обязана организовать медицинское освидетельствование граж¬дан, определить их годность к военной службе по состоянию здоро¬вья, провести мероприятия по профессиональному психоло-гическо¬му отбору для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специаль-ностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет или внести на рассмотре-ние призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполне¬ния воинской обязанности гражданина, признанного не годным к во¬енной службе.
Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секре-тарь комиссии обязан объявить гражда¬нам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.
Обязанности граждан по воинскому учету заключаются в выпол¬нении ими следующих ме-роприятий:
 состоять на учете по месту жительства;
 являться в установленные время и место по вызову военного комиссариата;
 при увольнении с военной службы встать на воинский учет;
 сообщать в органы воинского учета об изменениях в семейном положении, образовании, места работы и жительства;
 сняться с учета при переезде на новое место жительства;
 встать на воинский учет по новому месту жительства;
 бережно хранить военный билет, при его утрате доложить в орган воинского учета.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев, должны лич¬но сообщить об этом в военный комиссариат или иной орган, осуще¬ствляющий воинский учет, по месту жительства.
Гражданин, не явившийся по вызову военного комиссариата в указанный срок без уважительной причины, считается уклонившим¬ся от исполнения воинской обязанности и подлежит администра¬тивной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет:
а) заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
б) тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, до¬чери, родного брата, род-ной сестры, дедушки, бабушки или усынови¬теля гражданина либо участие в похоронах указан-ных лиц;
в) препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоя-тельство, не зависящее от воли гражданина;
г) иные причины, признанные уважительными призывной комис¬сией, комиссией по перво-начальной постановке на воинский учет (во¬енным комиссаром - для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом.

Организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на воен-ную службу.

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, проходит ме¬дицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специаль¬ностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствова¬нию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результа¬там медицинского освидетельствования дают заключение о годности указанных граждан к военной службе по следующим критериям:
 А - годен к военной службе;
 Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
 В - ограниченно годен к военной службе;
 Г - временно не годен к военной службе;
 Д - не годен к военной службе.
С учетом этих данных комиссией принимается одно из следующих решений:
 о призыве на военную службу;
 о направлении на альтернативную службу;
 о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
 об освобождении от воинской обязанности.
Признанные на медицинском освидетельствовании годными к во¬енной службе или годными к военной службе с незначительными огра¬ничениями подлежат призыву на военную службу. Как правило, граж¬дане, имеющие категорию годности к военной службе с незначитель¬ными ограни-чениями, не направляются в военно-воздушные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ и некоторые другие части.
Гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляется отсрочка от призыва для обследования и лечения на срок 6 или 12 месяцев. Признанные ограниченно годны-ми зачисляются в запас и один раз в три года подлежат освидетельствованию до дости¬жения 27-летнего возраста. Признанные не годными к военной службе исключаются с воинского учета.

Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки.
Вопросы подготовки граждан к военной службе регламентированы фе¬деральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Им установлены обязательная и добровольная подготовка граждан к воен¬ной службе.
Обязательная подготовка предусматривает:
 получение начальных знаний в области обороны;
 подготовку по основам военной службы в общеобразовательных уч¬реждениях и обучение в учебных пунктах органов местного самоуправления;
 участие в военно-патриотической работе и подготовку в военно-патриотических моло-дежных объединениях;
 овладение одной или несколькими военно-учетными специаль¬ностями, что позволяет (при условии реальной потребности) выбрать для службы вид и род войск;
 прохождение медицинского освидетельствования, а при необхо¬димости - амбулаторного или стационарного медицинского обследова¬ния и лечения в медицинском учреждении.
Подготовка граждан мужского пола по основам военной службы проводится в течение двух по-следних лет обучения в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, начального про¬фессионального образования и среднего профессионального образова¬ния штат-ными преподавателями в соответствии с государственными образовательными стандартами.
Граждане, достигшие возраста 16 лет и не прошедшие подготовку в указанных выше образова-тельных учреждениях, привлекаются к заня¬тиям по основам военной службы на учебных пунк-тах органов местно¬го самоуправления.
Подготовка в военно-патриотических молодежных и детских объе¬динениях предоставляет граж-данам преимущественное право на зачис¬ление в военные образовательные учреждения профес-сионального обра¬зования и учитывается призывными комиссиями при определении вида и рода войск, в которых молодые люди будут проходить военную службу.
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям военнослу¬жащих проводится в общественных объединениях и общеобразовательных учреждениях начального профессионального и среднего профес¬сионального образования.
При первоначальной постановке на воинский учет гражданин про¬ходит медицинское освиде-тельствование врачами-специалистами: те¬рапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оторино¬ларингологом, стоматологом, а при необходимости и другими врачами.
В случае невозможности получить медицинское заключение о годно¬сти к военной службе граж-данин может быть направлен на амбулаторное или стационарное медицинское обследование, а иногда и для проведе¬ния лечебно-оздоровительных мероприятий в медицинское учреждение.

Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления доброволь-ной подготовки.

В рамках добровольной подготовки гражданам рекомендуются:
 занятия военно-прикладными видами спорта. Молодые люди, ко¬торым в установленном порядке присвоены первый спортивный раз¬ряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, пользу¬ются преимущественным правом при зачислении в во-енные училища, а при призыве на военную службу вправе выбрать вид и род войск Во-оруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские фор¬мирования и органы в соответствии со своей спортивной подготовкой и с учетом реальной потребности в них;
 обучение по программам подготовки офицеров запаса на воен¬ных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессио¬нального образования;
 обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной подготовке несовершеннолетних граждан.
Военно-прикладной спорт включает виды спорта, способствующие физическому развитию военнослужащих и гражданской молодежи, ов¬ладению военными специальностями, воспитанию высоких морально-психологических качеств и успешному несению военной службы.
Наиболее массовыми видами этого спорта являются автомобильный, мотоциклетный, гребной, парусный, плавание прикладное, военно-спортивное ориентирование, парашютный спорт, стрельба пулевая.
Кроме указанных видов, в нашей армии распространены и успешно развиваются военно-спортивные многоборья, гиревой спорт, легкая ат¬летика, лыжный спорт, преодоление полосы препятствий, ускоренное передвижение (кросс, марш-бросок) и некоторые другие.
Военные кафедры гражданских вузов имеют целью подготовку офи¬церов запаса различного профиля из числа студентов. Они проводят учебно-воспитательную, методическую и научно-исследовательскую работу по военным дисциплинам.
Обучение в соответствии с дополнительными образовательными программами по военной под-готовке несовершеннолетних граждан осу¬ществляется в суворовских училищах, нахимовском военно-морском училище, кадетских корпусах, военно-музыкальном училище и при во¬енных оркестрах.
Суворовские военные училища созданы в 1943 г. Это специализи¬рованные средние военно-учебные заведения, предназначенные для подготовки юношей к обучению в высших военных учебных заведени¬ях и последующей службе на офицерских должностях.
С 1944 г. функционирует Санкт-Петербургское нахимовское воен¬но-морское училище, которое готовит юношей к обучению в высших военно-морских училищах и последующей службе в Во-енно-Морском Флоте в качестве офицеров.
С недавнего времени в системе Министерства обороны Российской Федерации созданы кадет-ские корпуса, которые готовят будущих кур¬сантов и офицеров.
Военно-музыкальное училище находится в Москве. Это среднее учебное заведение, готовящее кадры военных музыкантов со средним общим и музыкальным образованием.
В военных оркестрах проводится военная подготовка юношей допри¬зывного возраста, зачислен-ных в качестве музыкантских воспитанников.

Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при пер-воначальной постановке граждан на воинский учет. Категория годности к военной службе.

Перед первоначальной постановкой граждан на воинский учет воен¬ные комиссариаты запраши-вают:
 списки лиц, состоящих на учете в психоневрологических, наркологических, противоту-беркулезных, кожно-венерологических и других диспансерах и кабинетах;
 списки лиц, состоящих на диспансерном учете и переболевших в течение последних 10 месяцев инфекционными и паразитарными бо¬лезнями, сведения о профилактических прививках и непереносимости лекарственных средств, другие медицинские документы о состоянии здоровья граждан;
 сведения о лицах, признанных инвалидами;
 медико-педагогические характеристики из интернатов для слабо¬видящих, слабослыша-щих, глухонемых, школ для умственно отсталых и из учреждений для трудновоспитуе-мых детей;
 сведения о лицах, состоящих на учете за правонарушения, бро¬дяжничество, употребление наркотических, токсических средств и алкоголя.
Гражданин при первоначальной постановке на воинский учет под¬лежит медицинскому освиде-тельствованию врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отола¬рингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специ-альностей. Под медицинским освидетельствованием понима¬ется медико-юридический акт, осу-ществляемый врачебной комиссией или отдельным врачом-специалистом в целях определения степени год¬ности призываемых граждан по состоянию здоровья и физическому развитию к во-енной службе, правильности распределения их по родам войск и военным специальностям, год-ности к поступлению в военно-учебные заведения, выявления необходимости лечения, возмож-ности прохождения службы в отдельных климатических районах и других.
Врач-специалист по результатам освидетельствования выносит зак¬лючение о категории годности к военной службе со следующими фор¬мулировками:
«А» - годен к военной службе;
«Б» - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
«В» - ограниченно годен к военной службе;
«Г» - временно не годен к военной службе;
«Д» - не годен к военной службе.
Врач, руководящий работой врачей-специалистов, дает итоговое зак¬лючение о категории годно-сти к военной службе, об обследовании, ле¬чении и годности (негодности) к обучению и службе по конкретным военно-учетным специальностям. Медицинское обследование прово¬дится в це-лях оценки состояния здоровья и физического развития, а также своевременного выявления лиц, нуждающихся в диспансерном наблюдении и лечении.
Результаты медицинского освидетельствования, медицинского об¬следования и проведенных лечебно-профилактических мероприятий оформляются по формам в порядке, установленном Министерством обороны Российской Федерации.

Увольнение с военной службы и пребывание в запасе. Запас ВС РФ и его предназначение.

Под увольнением с военной службы понимается установленное за¬коном освобождение от даль-нейшего несения службы в рядах Во¬оруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы по возрасту, по истечении срока военной службы, по состоянию здоровья, в связи с лишением его воинского звания, в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении воен¬нослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислени¬ем из военного образовательного учреждения профессионального об¬разования.
Военнослужащий (не офицер), проходящий военную службу по призыву, имеет право на дос-рочное увольнение по следующим обстоя¬тельствам:
 в случае гибели (смерти) отца, матери, родного брата, родной се¬стры в связи с исполнением ими обязанностей военной службы;
 для постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным бра¬том, родной сестрой, де-душкой, бабушкой или усыновителем в связи с состоянием их здоровья, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, и если последние не на-ходятся
на полном государственном обеспечении;
 при наличии ребенка, воспитываемого без матери;
 при наличии двух и более детей;
 при наличии ребенка в возрасте до 3 лет;
 если мать (отец) военнослужащего имеет кроме него двух или более детей в возрасте до 8 лет или инвалида с детства и воспитывает их без мужа (жены).
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации предназначен для развертывания армии при мобилизации и ее пополнения во время войны.
Он создается из числа граждан:
 уволенных с военной службы с зачислением в запас;
 прошедших обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений;
 не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва;
 не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсро¬чек по достижении ими возраста 27 лет;
 прошедших альтернативную гражданскую службу;
 не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;
 женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Правовые основы военной службы. Конституция и законы Российской Федерации по во-просам военной службы.

В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федера¬ции защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые установлены государством и не рас¬пространяются на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории России. Законодательством предусмотрены следующие формы реализации гражданами Российской Федерации воинской обя¬занности: воинский учет; подготовка к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запа¬се (резерве); военное обучение в военное время.
Конституция Российской Федерации 1993 г. является базой все¬го законодательства, в том числе законодательства об обороне и воен¬ном строительстве. Устанавливая в главе 2 права, свободы и обязан¬ности человека и гражданина, Конституция закрепляет одну из важ¬нейших обязанностей гражданина - обязанность защищать свое Отечество.
В ст. 59 Конституции указывается:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот¬ветствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждени¬ям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным за-коном случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Из формулировки данной статьи вытекает, что обязанность за¬щиты Отечества занимает особое место среди других конституци¬онных обязанностей граждан. Долг - это не пожелание, а непре-мен¬ное требование государства, которое должно быть выполнено при любых обстоятельствах. Исполнение конституционной обязаннос¬ти защиты Отечества предполагает личное участие в этом каждого гражданина России. Данную обязанность нельзя исчерпать единич¬ным или даже многократным действием. Долг защищать Отечество существует постоянно, пока лицо является гражданином Российс¬кой Федерации.
Как и все другие правовые нормы, обязанность защиты Отечества обеспечивается силой закона. За неисполнение или ненадлежащее ис¬полнение этой обязанности гражданин может быть при-влечен к юри¬дической ответственности (дисциплинарной, материальной, админист¬ративной, уголовной).
Закон Российской Федерации «О безопасности» закрепляет пра¬вовые основы обеспечения безопасности личности, общества и госу¬дарства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавлива¬ет порядок организации и финансирования органов обеспечения безо-пасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности. Закон относит к числу основных объектов безопасности: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территори¬альную целостность.
К числу основополагающих актов в области обеспечения обо¬роны и строительства Вооруженных Сил относится Закон Россий¬ской Федерации «Об обороне». Закон определяет основы и орга¬низацию обороны страны, права и обязанности органов государ¬ственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граж¬дан в области обороны, структуру и организацию Вооруженных Сил Российской Федерации, ответственность за нарушение зако¬нодательства по вопросам обороны, а также другие нормы, касаю¬щиеся обороны.
Среди актов, регулирующих вопросы военного строительства, важ¬ное значение имеет Указ Пре-зидента Российской Федерации «О со¬здании Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7мая 1992 года. Значимость этого документа состоит в том, что им объявлено о созда¬нии Воо-руженных Сил суверенной России. Принципиальный харак¬тер имеют закрепленные в Указе принципы строительства Вооружен¬ных Сил:
 преемственность боевых и героических традиций;
 выполнение взятых обязательств по международным договорам и соглашениям;
 подконтрольность военных структур высшим органам государ¬ственной власти;
 соответствие организационной структуры, боевого состава и численности войск концеп-ции безопасности России;
 многонациональный характер кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания воен-ной службы по призыву и контракту;
 единоначалие;
 постоянная боевая готовность;
 учет национально-исторических традиций, норм международного права, мирового опыта военного строительства.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной служ¬бе», принятый в 1998 г., осуще-ствляет правовое регулирование по реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества. В нем определено, что военная служба является особым видом государственной службы, и предусмотрена обязательная подготовка по основам военной служ¬бы в школах, профессионально-технических училищах, техникумах. Закон обязывает Правительство Российской Федерации, органы ис¬полнительной власти и местного самоуправления в регионах совме¬стно с Министерством обороны Российской Федерации осуществлять военно-патриотическое воспитание граждан. В этом Законе опреде-лено содержание воинской обязанности граждан, регламентируют¬ся вопросы организации воинского учета, добровольной подготов¬ки граждан к военной службе, установлен порядок призыва на воен¬ную службу и сроки прохождения военной службы.
К основным законодательным и нормативно-правовым актам, регу¬лирующим вопросы обороны и военной службы, также относятся:
Федеральный закон «О статусе военнослужащих»;
Закон «О Государственной границе Российской Федерации»;
Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную служ¬бу, службу в органах внут-ренних дел и их семей»;
Военная доктрина;
Общевоинские уставы.
Кроме этих документов, принятых в течение последних лет, дея¬тельность по обеспечению обо-роны и военного строительства регули¬руется еще и большим количеством сохраняющих силу актов Союза ССР, РСФСР, приказов и директив Министров обороны СССР и Рос¬сийской Феде-рации.

Категория: ТЕМАТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | Добавил: alex3009
Просмотров: 8494 | Загрузок: 0 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 Николай  
0
Спосибки,без этого меня бы Майор поимел,ура моя жопа цела

2 Vika  
0
Большое спасибо, а то париться с тем, чтобы напечатать все это - это просто невыносимо!

1 иван викторович ладыгин  
0
Нет четкого разделения по тематике:непонятно,где какой вопрос раскрывается-необходимо уконкретизировать.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]