журнал "Твоя дорога", номер за март-апрель 2008 г. Врач отделения скорой помощи стоял на
крыльце, курил, глубоко затягиваясь, и беззвучно матерился. Потом
повернулся ко мне, и его прорвало: ДТП. Авария. Пострадавшие люди. Травмы,
кровь, крики, боль. И вы – случайный свидетель или, не дай Бог,
участник происходящего. Потенциальный шанс оказаться с такой ситуации
есть у каждого водителя. И тут возникает вопрос – а что делать? Чем
можно помочь пострадавшим в аварии людям? Надо ли бросаться на помощь
или просто вызвать «скорую» и стоя в сторонке ждать, когда подъедут
специалисты? Простой и расхожий пример: шел по улице человек. Шел, и вдруг упал. Одет прилично, не пьян, не болен - по крайней мере, внешне. Очевидно, что с ним что-то случилось и требуется помощь. Вокруг лежащего, как правило, собирается толпа. И это не зеваки, а люди, желающие помочь. Однако никто не решается подойти первым. Почему? Да потому, что никто не знает, что делать и как делать. Как только появляется кто-то, начавший действовать, окружающие готовы сделать все, что он скажет. Но пока - стоят и смотрят. Кто-то в шоке, кто-то в растерянности. Кто-то просто боится что-либо предпринять, памятуя об историях, в которых человек, старавшийся помочь, делал еще хуже и в итоге нес наказание. Беда наша в том, что водители не знают, как правильно помочь. В Европе и США давно действуют стандарты оказания первой доврачебной помощи – четкий алгоритм, позволяющий сделать все возможное до приезда специалистов – эффективно, быстро и безопасно. В России до сих пор водители, готовясь к получению прав, заучивают наизусть ответы на несколько вопросов по медицинской помощи, абсолютно оторванных от действительности. Иногда в автошколах преподают и азы первой помощи но, как правило, фрагментарно и бессистемно. О чем говорить, если 90 процентов водителей, имеющих в машине аптечки, не знают, как пользоваться большинством находящихся там инструментов и препаратов? А те, кто знают, не всегда будут этими препаратами пользоваться, так как закон запрещает без согласия больного давать ему какие-либо лекарства, и уж тем более – делать это людям, не имеющим минимального медицинского образования. Кстати, о законах. Если внимательно изучить все юридические документы, касающиеся оказания первой помощи, станет понятно – сам этот предмет напрочь вынесен из правового поля медицины. Есть статьи, оговаривающие ответственность медицинских работников. Но нет ничего, регламентирующего оказание доврачебной помощи без применения лекарственных препаратов. С другой стороны, в нашем УК существуют две статьи, касающиеся подобных ситуаций: оставление в опасности и неоказание помощи. Пример – статья «Неоказание помощи больному» касается только людей, обязанных оказывать эту помощь в соответствии с законом или со специальным правилом. Закона, обязывающего любого человека, что называется, с улицы, оказывать помощь – нет. Статья «Оставление в опасности» чуть ближе к условиям ДТП. В ней карается заведомое оставление без помощи лишь в случаях, если виновный имел возможность оказать помощь, был обязан иметь заботу о пострадавшем или сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние. По сути, попадает под действие этой статьи любой человек, ничего не предпринявший. Но что может предпринять среднестатистический водитель или пешеход? Навыков оказания первой помощи у него нет, медицинского образования – тоже. Единственно, за что такого человека можно наказать – то, что он не вызвал специалистов, призванных эту самую помощь оказывать. То есть, звонок в «скорую» или МЧС полностью освобождает очевидца трагедии от обязанностей как-то действовать дальше. Что же получается? Да то, что оказание первой помощи – не обязанность, а право. Мы можем помочь, а можем и не помогать. Главное – вызвать врача. И проблема в том, что многие – по перечисленным выше причинам – предпочитают не помогать. Кроме отсутствия знаний тут имеется и еще один мощный сдерживающий фактор – боязнь ответственности в случае, если пострадавшему во время оказания помощи будет нанесен вред или он умрет. Что же говорит об этом закон? А ничего. По нашему законодательству, даже если помощь была оказана некомпетентно, никаких правовых последствий не будет. А в случае соблюдения всех условий – обладания знаниями по оказанию первой помощи, выполнение правил ее оказания – человек неподсуден, какой бы результат в итоге не получился. Так что же в итоге получается? Надо ли помогать или нет? Каждый должен сам для себя на это ответить. Хотя, думается мне, все порядочные люди не задумываясь, скажут: «Да». И тут же вопрос – а как оказывать первую помощь правильно? Именно об этом мы в этой статье хотим вам рассказать. За основу возьмем европейский стандарт Красного Креста – тот минимальный объем знаний, без которых в европейских странах водительского удостоверения просто не получить. Конечно, формат статьи не позволит в полной мере обучить всем необходимым навыкам, но базовую информацию, основополагающие принципы мы вам дадим. Надеемся, это послужит как минимум информацией к размышлению. Сегодняшняя тема – вызов врача. Тема важная, нужная и незаслуженно забытая многими методистами от первой помощи. Это часть общего алгоритма оказания помощи. Представьте себе равнобедренный треугольник. Одна его вершина – вы и пострадавший. Вторая – дежурно-диспетчерская служба (ДДС), телефонный центр скорой помощи. Третья – карета скорой помощи. Три эти пункта соединены последовательно – мы звоним и сообщаем ситуацию, сигнал идет на ближайшую к нам подстанцию и оттуда отправляется машина. На каком этапе мы сможем помочь? На этапе передачи информации от Центра к подстанции? Вряд ли. А вот на двух остальных – да, и очень существенно. Как обычно принимаются заявки от населения? Мы звоним, набирая номер 03 или – с сотового телефона – короткий номер 911 или 112. Нам отвечает оператор. Что она должна узнать? Подробности случившегося, обстоятельства? Нет, эти детали ее не интересуют. Условно говоря, перед девушкой-диспетчером стоит компьютер, в котором открыта программа заполнения карточки вызова. В ней есть несколько пунктов, и пока не будет заполнен первый, невозможно перейти ко второму. И самое первое, что надо знать работнику ДДС – пол пострадавшего. Затем – возраст. И уж потом – что случилось, каковы симптомы. Последнее, что от нас нужно – адрес. Чем более четко и подробно мы изложим информацию, тем быстрее сигнал попадет на подстанцию. Так что примерный разговор по телефону должен выглядеть вот так: Оператор: Слушая вас, оператор уже заполнил заявку и отправил ее по назначению. Чем точнее вы сообщили адрес, тем быстрее найдет вас карета «скорой». Для того чтобы полностью проконтролировать процесс, вы можете спросить у оператора номер наряда выехавшей бригады. По нему всегда можно будет выяснить, какая машина и откуда к вам выехала. В условиях ДТП такая информация существенной роли не играет, но может пригодиться в дальнейшем, если к работе врачей возникнут какие-то претензии. Что делать, если пострадавших много? При получении такой информации «включается» свой механизм реагирования, и на место трагедии едут несколько машин. Правило тут простое – один пострадавший – одна машина. При звонке важно сообщить точное количество людей, нуждающихся в помощи. Если вы не уверены – называйте приблизительное количество, но в сторону превышения (видим троих – говорим «пятеро»). Вот, собственно, и все. Просто, не правда ли? Минимальный набор знаний, но как важно порой бывает применение их на практике. Так что запомните:
Желаем вам спокойствия и уверенности на дорогах! Ссылки. Уголовный кодекс Российской Федерации
| |
| |
Просмотров: 1336 | |