Совмещение преподавания: «за» и «против».
Совмещение преподавания нескольких учебных предметов как препятствие
становления профессиональной компетентности педагога
Гафнер Василий Викторович
Совмещение преподавания: «за» и
«против». Совмещение преподавания нескольких учебных предметов как
препятствие становления профессиональной компетентности педагога
Опубликовано в ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2004. – №12. – С. 53–55.
Текст приводится в авторской редакции
Учителя,
имеющие профессиональное педагогическое образование и уже работающие в
системе образования определенное время, иногда совмещают преподавание
курса ОБЖ с основной дисциплиной. На наш взгляд, такое совмещение может
иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Данная статья
имеет цель обозначить совмещение преподавания нескольких учебных
предметов как проблему современного образования и привлечь к ней
внимание педагогического сообщества, а так же рассмотреть особенности
явления совмещения преподавания курса ОБЖ с точки зрения становления
профессиональной компетентности учителя ОБЖ.
Явление совмещения
преподавания нескольких учебных предметов имело место еще в советское
время, но оно не становилось объектом исследований по целому ряду
причин, из которых можно выделить основные: - преподавались дисциплины, имеющие только «родственные» связи; - достаточное количество профильных преподавателей в школах. В
конце XX века ситуация в стране изменилась. Нежелание выпускников
педагогических ВУЗов идти работать в школы создало нехватку специалистов
по различным предметам. Введенный в 1991 году в учебный план школ курс
ОБЖ оказался в двойне сложной ситуации: на фоне отсутствия специалистов,
учебных и методических материалов и пр., предмет приходилось совмещать
преподавателям самых различных дисциплин, безусловно, способных выявить
общие темы между своим предметом и ОБЖ, но, по большому счету,
специалистов только в своей предметной области (физики, химии,
математики и т.п.). Говоря о профессиональной компетентности учителя ОБЖ
нельзя не учитывать указанное выше обстоятельство. Профессиональное
развитие педагога может иметь не только прогрессивные, но и регрессивные
тенденции, которые обусловлены как объективными (содержание
деятельности, социально-психологический климат, статус в группе, условия
работы, случайность), так и субъективными (биологическими, внутренними
противоречиями, индивидуально-личностными особенностями) факторами.
Позитивное направление в профессиональном развитии учителя, связанное с
положительными социально и профессионально значимыми изменениями его
личности, трактуется в отечественной науке как профессиональное
становление. Становление есть всегда переход на более высокую ступень в
профессиональном развитии. По мере становления личности субъект все
более выступает фактором своего развития, изменения, преобразования
объективных обстоятельств в соответствии со своими личными свойствами,
то есть человек как активное существо может сам сознательно изменять
свою профессиональную биографию, заниматься саморазвитием,
самосовершенствованием. Понятие «становление» правомерно соотносить
не только с процессом развития личности, но и с развитием отдельных
качеств человека, в том числе и профессиональных. Профессиональная
компетентность, как уровень знаний, умений и готовности личности
отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий
действовать конструктивно в изменяющихся социальных и профессиональных
условиях, может иметь прогрессивную и регрессивную направленность
изменений. Сказанное позволяет рассматривать становление
профессиональной компетентности как процесс прогрессивной
направленности. Поскольку профессиональное становление представляет
собой протяженный во времени процесс перехода одного состояния в
качественно новое, то в нем можно выделить определенные стадии.
Например, Э.Ф. Зеер выделяет следующие стадии профессионального
становления: 1) оптация (формирование профессионально-педагогических
намерений осознанный выбор профессии на основе учета
индивидуально-психологических особенностей); 2) профессиональная
подготовка (формирование педагогической направленности и системы
педагогических знаний, умений и навыков, приобретение опыта решения
типовых профессионально-педагогических задач); 3) профессиональная
адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли,
профессиональное самоопределение, формирование социально и
профессионально важных качеств, опыта самостоятельного выполнения
педагогической деятельности); 4) первичная профессионализация
(формирование профессиональной позиции, интеграция социально и
профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые
профессионально значимые формы, квалифицированное выполнение
педагогической деятельности); 5) вторичная профессионализация, или
профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление
личности в творческой профессиональной деятельности на основе
относительно подвижных интегративных психологических новообразований). На
начальных стадиях профессионального становления решающее значение имеют
противоречия между личностью и внешними условиями среды. На стадиях
профессионализации и особенно профессионального мастерства ведущее
значение приобретают противоречия внутриличностного характера,
обусловленные внутриличностными конфликтами, неудовлетворенностью
уровнем своего профессионального роста, потребностью в дальнейшем
самосуществлении. Так как профессиональное становление педагога
является стадиальным процессом, совмещение преподавания вызывает
противоречие в динамике профессиональной деятельности. Развитие
профессионально-педагогической деятельности происходит в несколько
этапов, каждый из которых отличается не только составом востребуемых
умений, но и их структурой, что позволяет говорить о специфических
формах профессиональной подготовки, повышения квалификации,
самообразования и саморазвития специалиста на разных стадиях
профессионального восхождения. Специалист, достигший определенного
уровня профессионализации, в связи с усвоением содержания нового
предмета и особенностей методики его преподавания, вынужден переходить к
более низкой стадии профессионального становления, требующей создания
системы новых знаний, сформированных навыков самообразования. Указанный
процесс, протекающий на фоне уже сформировавшихся профессиональных
умений и навыков, с одной стороны, и профессиональных деформаций, с
другой, будет способствовать профессиональному развитию личности и
становлению качественно нового профессионального уровня, либо
дезорганизации деятельности с дальнейшим развитием профессиональных
деструкций. Процесс перехода личности от одной профессии к другой с
учетом и на основе уже приобретенных профессиональных особенностей,
личных качеств, интересов, знаний, опыта, способностей называется
профессиональной переориентацией. В нашем случае происходит частичная
профессиональная переориентация, требующая дополнительной
профессиональной подготовки (или даже переподготовки) внутри одной
профессии. Существует высокая вероятность того, что специалист –
предметник при реализации межпредметных связей курса ОБЖ станет уделять
внимание в большей степени своему предмету в ущерб другим. Тогда
учащиеся смогут увидеть взаимосвязи изучаемого явления только в одном
аспекте. С другой стороны, взгляд «узкого специалиста» способен
обнаружить более тесные связи между предметами, что обогатит содержание
курса ОБЖ. Совмещение преподавания нескольких предметов может иметь
негативные последствия, если предмет ведется по каким – либо вынужденным
причинам. Совмещенный предмет, в нашем случае – курс ОБЖ, принимает
статус дополнительного, не основного. Недостаточное обеспечение
специальной и методической литературой очень затрудняет самостоятельную
подготовку учителя безопасности жизнедеятельности, что снижает мотивацию
самого педагога, которому нужно будет тратить дополнительные силы и
средства. В этом случае говорить о развитии интереса у учащихся к
предмету и становлении профессиональной компетентности педагога не имеет
смысла. Таким образом, приступающие к обучению учащихся основам
безопасности жизнедеятельности педагоги и совмещающие его преподавание
со своим предметом, сталкиваются с рядом специфических условий,
препятствующих становлению их профессиональной компетентности: - статус совмещаемого предмета как дополнительного; - появление противоречия в динамике профессиональной деятельности; - развитие профессиональных деформаций; - низкая мотивация профессионального самообразования; - уменьшение количества свободного времени для саморазвития педагога. Наилучшим
выходом, на наш взгляд, из проблемы совмещения предметов, в первую
очередь ОБЖ, является обеспечение школ квалифицированными кадрами,
подготовленными в педагогических ВУЗах, а также качественная
переподготовка педагогов в системе повышения квалификации с учетом
специфики курса ОБЖ. |