Родители
стали искать для своих детей "человеческие школы"
Родители будущих учеников российских школ стали намного чаще
интересоваться психологическими и моральными аспектами будущего места обучения
их детей, сообщила во вторник накануне всероссийского начала записи детей в
первый класс на мультимедийной пресс-конференции доктор биологических наук,
профессор, академик Российской Академии Образования, директор Института
возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
"В последние годы родители, которые обращаются к нам, просят...
"человеческую школу", - рассказала Безруких.
По ее словам, взрослые ищут для своих детей "школу, где к ребенку будут
относится лояльно, где будут считаться с индивидуальными возрастными
особенностями ребенка".
"Вот такая просьба и требования появились буквально лет пять назад",
- уточнила она.
При этом Безруких добавила, что "до этого доминировал вариант школы, в
которой все дети поступают после окончания в вуз и, конечно, близость к дому,
особенно в начальной школе".
"К сожалению, при выборе школы родители практически не интересуются
программой обучения и понимают, что попали в школу с интенсивной программой
обучения только либо к концу первого класса, либо уже во втором классе, когда
проявляется большой комплекс проблем", - отметила Безруких. Она пояснила,
что интенсивная программа обучения - "это программа, в которой гораздо
быстрей идет изучение базовых навыков письма и чтения, много дополнительных компонентов
(часто они называются факультативными, часто их нет даже в расписании) - но все
это нагрузка (на детей)".
Академик РАО выразила сожаление по поводу невнимания родителей будущих
школьников к этому вопросу. "Родители - как показывает опыт - не знают,
что программы разные, не интересуются этим, и в качестве критерия выбора школы
не учитывают", - сообщила она.
Безруких считает, что "родители выбирают школу для себя - какую бы они
хотели. Не считаясь с тем, под силу ли это будет детям". "Я думаю,
что это основная беда детей, основная проблема родителей и на самом деле -
основной фактор, который и определяет оценку нашего образования как тревожную и
кризисную", - сказала профессор.
Помимо этого, академик высказала мнение и о профессионализме учительского
состава российских школ.
"Учитель прежде всего должен быть знающим - он должен знать не только свой
предмет, он должен знать ребенка", - отметила эксперт.
"Он должен понимать его возрастные и интеллектуальные способности. Должен
уметь индивидуально работать с ребенком", - считает Безруких.
"К сожалению, гуманная школа, школа сотрудничества до сих пор остается
только лозунгом - это нереальная ситуация, характерная для большинства школ
России", - добавила она.
Безруких порекомендовала родителям будущих первоклашек интересоваться самим у
руководства школ хотя бы "комплектами учебников", по которым будут
учиться их дети. "Почитать, поинтересоваться, в конце концов - обратиться
к специалистам, для того, чтобы понять, насколько она (программа) может быть сложна
для вашего ребенка", - уточнила академик.
Как сообщил первый заместитель генерального директора ВЦИОМ Константин Абрамов,
почти половина опрошенных в 2009 году респондентов считают ситуацию в системе
российского образования "тревожной или кризисной".
Источник: http://www.edu.ru/ |