13:45
Рекомендации по проведению разъяснительной работы по лесопожарной тематике

Рекомендации

по проведению разъяснительной работы по лесопожарной тематике

ТЕМА «НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЛЕСЕ»

Перечень вопросов: Что такое лес? Основные отличия леса от других типов растительности. Полезность леса. Правила поведения в лесу и побочного пользования.

Основная цель - популярно и доходчиво рассказать об основных характеристиках и свойствах важнейшего типа растительности на Земле - лесе, разнообразии его видового состава, густоты, долговечности, естественном возобновлении, смене пород, влиянии на микроклимат, гидрологический режим территории. Раскрыть сущность тезисов: «Лес — самое большое скопление жизни на Земле», «Лес - дом зверей и птиц», «Лес - бескорыстный друг человека, источник многих полезностей».

Начальная информация о лесе может распространяться среди различных социально-возрастных групп населения. Для каждой социально-возрастной группы следует приводить сведения соответствующего содержания и глубины.

ТЕМА «ЛЕС - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ»

Перечень вопросов: Лес и чистота атмосферы Лес и состав атмосферы, его влияние на болезнетворные бактерии. Влияние леса на окружающую среду в сравнении с внутренними водоемами, лугами, пустынями. Влияние леса на накопление органического вещества в биосфере.

При изложении темы показать биосферную роль лесов, основываясь на тезисе «Лес — самое большое скопление жизни на Земле», показать его незаменимость другими ландшафтами, обратить внимание на сокращение лесопокрытой площади Земли, на пагубность этого процесса.

ТЕМА «ЛЕС И ЖИЗНЬ»

Перечень вопросов: Восприятие леса представителями различных социальных групп, их отношение к лесу. Роль лесов в биосфере Земли и поддержании жизни. Климаторегулирующая, гидрологическая, почвозащитная функция лесов. Лес - один из основных поставщиков кислорода в атмосферу. Рекреационное и санитарно-гигиеническое значение лесов.

При изложении темы полезно обратить внимание на то, что люди обычно не задумываются над вопросом о значении леса для жизни на Земле, о его роли для каждого человека. Критиковать ошибочность представления о лесе, как извечном, неисчерпаемом источнике благ и сырьевых ресурсов. Прокомментировать процесс нарастающего сокращения лесопокрытой площади Земли.

ТЕМА «ЦЕННОСТЬ ЛЕСА»

Перечень вопросов: Стоимость полезностей леса, продуктов и сырья, заготавливаемых в лесу. Производительность и продуктивность лесов в сравнении с производительностью и продуктивностью сельскохозяйственных угодий и других ландшафтов. Значение рекреационных функций леса.

Сравнить лес с другими экосистемами, показать его место среди биогеоценозов и компонентов биосферы. Обратить внимание на превосходство лесов перед сельхозугодиями, при сравнении затрат на выращивание единицы массы органического вещества. Рассказать о так называемых «невесомых полезностях» леса.

ТЕМА «ЕСЛИ ИСЧЕЗНУТ ЛЕСА»

Перечень вопросов: Антропогенные факторы, влияющие на сокращение лесопокрытой площади Земли Влияние сокращения лесопокрытой площади на лесосырьевой баланс, на изменение ареала и численности лесных зверей и птиц, на микроклимат, биологические и энергетические процессы в биосфере Лес - как компонент, через который осуществляется энергетическая связь с космосом, с Солнцем. Динамика лесопокрытой площади на Земле в границах крупного региона, лесхоза и ее последствия.

Главная задача при изложении темы - показать пагубность полного исчезновения лесов для биосферы и жизни на земле. Обратить внимание на то, что лес - один из самовосстанавливающихся природных компонентов и на то, что за последние столетия, вследствие перевода лесных земель в другие виды землепользования, лесных пожаров, сплошных рубок главного пользования, лесопокрытая площадь Земли сократилась на две трети.

 

ТЕМА «ЛЕС И УРОЖАЙ»

Перечень вопросов: Климаторегулирующие, ветрозащитные, водорегулирующие, почвозащитные функции леса. Влияние задымленности, вследствие лесных пожаров, на важнейшие функции леса, на сроки созревания и урожайность сельхозкультур.

Основное внимание уделить благотворному влиянию лесистости на стабильность урожая сельхозкультур, на продуктивность сельскохозяйственных животных. Привести примеры повышения урожая под защитой полезащитных лесных полос.

ТЕМА «ЛЕС И ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Перечень вопросов: Лес как источник древесного и недревесного сырья. Роль лесов в производстве органического вещества в биосфере Земли. Возрастание значения лесов в период научно-технического прогресса, возрастание объема всех видов эксплуатации лесов.

Основное назначение материала - показать незаменимость лесов как одного из важнейших источников восстановимых ресурсов, убедить в жизненно важной необходимости бережного отношения к лесу, рационального использования лесных богатств, недопустимости лесных пожаров.

ТЕМА «ОТЧЕГО ГОРЯТ ЛЕСА?»

Перечень вопросов: Лесные пожары как следствие беспечного, халатного отношения к лесу, неосторожного обращения с огнем. Причины конкретных возгораний в лесу и лесных пожаров. Примеры нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

Главное внимание обратить на то, что в многолесных районах более 90% лесных пожаров возникает от неосторожного, преступно-халатного обращения с огнем или в результате нарушения требований «Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», а не от природных факторов (сухих гроз, самовозгорания лесного хлама и т.п).

ТЬМА «ЛЕСНЫЕ ГОРЮЧИЕ МАТЕРИАЛЫ»

Перечень вопросов: Факторы, способствующие возникновению и распространению лесных пожаров — лесные горючие материалы, источники огня, погодные условия. Классификация лесных горючих материалов на основе их роли в загорании, распространении и поддержании горения. Пожарная опасность в лесах различного состава, густоты и возраста и т.п.

Характеризуя лесные горючие материалы, показать легкую воспламеняемость и хорошую горимость многих из них. Убедить слушателей в высокой пожарной опасности лесов, особенно в сухую, ветреную погоду. Показать необходимость очистки мест рубок  от порубочных остатков».

ТЕМА «ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ»

Перечень вопросов: Слагаемые ущерба от лесных пожаров. Опасность лесных пожаров. Отрицательное влияние лесных пожаров на формирование состава насаждений, лесовозобновление, материальное производство, процессы в биосфере.

Показать, что ущерб от лесных пожаров не ограничивается потерями заготовленной древесины, другого сырья и затратами на тушение. Отрицательные последствия лесных пожаров, сравнимые с последствиями стихийных бедствий, проявляются длительное время и полностью ликвидированы и возмещены быть не могут, так как невосполнимы потери, обусловленные невозвратностью времени и чрезвычайно важной биосферной ролью лесов, а некоторые процессы, связанные с исчезновением лесов, необратимы.

ТЕМА «ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ В СГОРЕВШЕМ ЛЕСУ?»

Перечень вопросов: Важнейшие составляющие полезностей леса. Весомые и «невесомые» полезности леса. Санитарно-гигиенические и рекреационные функции леса. Утрата лесом полезных функций в результате лесных пожаров.

Основная цель - показать многообразие полезностей, свойственных только лесу, и условность их деления на весомые и «невесомые». В качестве примера привести продуктивность сосняков по древесине и живице (весомые полезности) и санитарно-гигиеническое воздействие на территорию («невесомые» полезности). Показать, что в результате лесного пожара, особенно верхового, на многие десятки лет, а нередко и навсегда, перестают проявляться полезные свойства и функции леса.

 

Просмотров: 1428 | Добавил: kuhta | Рейтинг: 0.0/0