13:10
Рекомендации по проведению разъяснительной работы по лесопожарной тематике

Рекомендации

по проведению разъяснительной работы по лесопожарной тематике

ТЕМА «НАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЛЕСЕ»

Перечень вопросов: Что такое лес? Основные отличия леса от других типов растительности. Полезность леса. Правила поведения в лесу и побочного пользования.

Основная цель - популярно и доходчиво рассказать об основных характеристиках и свойствах важнейшего типа растительности на Земле - лесе, разнообразии его видового состава, густоты, долговечности, естественном возобновлении, смене пород, влиянии на микроклимат, гидрологический режим территории. Раскрыть сущность тезисов: «Лес — самое большое скопление жизни на Земле», «Лес - дом зверей и птиц», «Лес - бескорыстный друг человека, источник многих полезностей».

Начальная информация о лесе может распространяться среди различных социально-возрастных групп населения. Для каждой социально-возрастной группы следует приводить сведения соответствующего содержания и глубины.

ТЕМА «ЛЕС - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ БИОСФЕРЫ»

Перечень вопросов: Лес и чистота атмосферы Лес и состав атмосферы, его влияние на болезнетворные бактерии. Влияние леса на окружающую среду в сравнении с внутренними водоемами, лугами, пустынями. Влияние леса на накопление органического вещества в биосфере.

При изложении темы показать биосферную роль лесов, основываясь на тезисе «Лес — самое большое скопление жизни на Земле», показать его незаменимость другими ландшафтами, обратить внимание на сокращение лесопокрытой площади Земли, на пагубность этого процесса.

ТЕМА «ЛЕС И ЖИЗНЬ»

Перечень вопросов: Восприятие леса представителями различных социальных групп, их отношение к лесу. Роль лесов в биосфере Земли и поддержании жизни. Климаторегулирующая, гидрологическая, почвозащитная функция лесов. Лес - один из основных поставщиков кислорода в атмосферу. Рекреационное и санитарно-гигиеническое значение лесов.

При изложении темы полезно обратить внимание на то, что люди обычно не задумываются над вопросом о значении леса для жизни на Земле, о его роли для каждого человека. Критиковать ошибочность представления о лесе, как извечном, неисчерпаемом источнике благ и сырьевых ресурсов. Прокомментировать процесс нарастающего сокращения лесопокрытой площади Земли.

ТЕМА «ЦЕННОСТЬ ЛЕСА»

Перечень вопросов: Стоимость полезностей леса, продуктов и сырья, заготавливаемых в лесу. Производительность и продуктивность лесов в сравнении с производительностью и продуктивностью сельскохозяйственных угодий и других ландшафтов. Значение рекреационных функций леса.

Сравнить лес с другими экосистемами, показать его место среди биогеоценозов и компонентов биосферы. Обратить внимание на превосходство лесов перед сельхозугодиями, при сравнении затрат на выращивание единицы массы органического вещества. Рассказать о так называемых «невесомых полезностях» леса.

 

ТЕМА «ЕСЛИ ИСЧЕЗНУТ ЛЕСА»

Перечень вопросов: Антропогенные факторы, влияющие на сокращение лесопокрытой площади Земли Влияние сокращения лесопокрытой площади на лесосырьевой баланс, на изменение ареала и численности лесных зверей и птиц, на микроклимат, биологические и энергетические процессы в биосфере Лес - как компонент, через который осуществляется энергетическая связь с космосом, с Солнцем. Динамика лесопокрытой площади на Земле в границах крупного региона, лесхоза и ее последствия.

Главная задача при изложении темы - показать пагубность полного исчезновения лесов для биосферы и жизни на земле. Обратить внимание на то, что лес - один из самовосстанавливающихся природных компонентов и на то, что за последние столетия, вследствие перевода лесных земель в другие виды землепользования, лесных пожаров, сплошных рубок главного пользования, лесопокрытая площадь Земли сократилась на две трети.

 

ТЕМА «ЛЕС И УРОЖАЙ»

Перечень вопросов: Климаторегулирующие, ветрозащитные, водорегулирующие, почвозащитные функции леса. Влияние задымленности, вследствие лесных пожаров, на важнейшие функции леса, на сроки созревания и урожайность сельхозкультур.

Основное внимание уделить благотворному влиянию лесистости на стабильность урожая сельхозкультур, на продуктивность сельскохозяйственных животных. Привести примеры повышения урожая под защитой полезащитных лесных полос.

ТЕМА «ЛЕС И ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Перечень вопросов: Лес как источник древесного и недревесного сырья. Роль лесов в производстве органического вещества в биосфере Земли. Возрастание значения лесов в период научно-технического прогресса, возрастание объема всех видов эксплуатации лесов.

Основное назначение материала - показать незаменимость лесов как одного из важнейших источников восстановимых ресурсов, убедить в жизненно важной необходимости бережного отношения к лесу, рационального использования лесных богатств, недопустимости лесных пожаров.

ТЕМА «ОТЧЕГО ГОРЯТ ЛЕСА?»

Перечень вопросов: Лесные пожары как следствие беспечного, халатного отношения к лесу, неосторожного обращения с огнем. Причины конкретных возгораний в лесу и лесных пожаров. Примеры нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

Главное внимание обратить на то, что в многолесных районах более 90% лесных пожаров возникает от неосторожного, преступно-халатного обращения с огнем или в результате нарушения требований «Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации», а не от природных факторов (сухих гроз, самовозгорания лесного хлама и т.п).

ТЬМА «ЛЕСНЫЕ ГОРЮЧИЕ МАТЕРИАЛЫ»

Перечень вопросов: Факторы, способствующие возникновению и распространению лесных пожаров — лесные горючие материалы, источники огня, погодные условия. Классификация лесных горючих материалов на основе их роли в загорании, распространении и поддержании горения. Пожарная опасность в лесах различного состава, густоты и возраста и т.п.

Характеризуя лесные горючие материалы, показать легкую воспламеняемость и хорошую горимость многих из них. Убедить слушателей в высокой пожарной опасности лесов, особенно в сухую, ветреную погоду. Показать необходимость очистки мест рубок  от порубочных остатков».

ТЕМА «ПОСЛЕДСТВИЯ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ»

Перечень вопросов: Слагаемые ущерба от лесных пожаров. Опасность лесных пожаров. Отрицательное влияние лесных пожаров на формирование состава насаждений, лесовозобновление, материальное производство, процессы в биосфере.

Показать, что ущерб от лесных пожаров не ограничивается потерями заготовленной древесины, другого сырья и затратами на тушение. Отрицательные последствия лесных пожаров, сравнимые с последствиями стихийных бедствий, проявляются длительное время и полностью ликвидированы и возмещены быть не могут, так как не восполнимы потери, обусловленные невозвратностью времени и чрезвычайно важной биосферной ролью лесов, а некоторые процессы, связанные с исчезновением лесов, необратимы.

ТЕМА «ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ В СГОРЕВШЕМ ЛЕСУ?»

Перечень вопросов: Важнейшие составляющие полезностей леса. Весомые и «невесомые» полезности леса. Санитарно-гигиенические и рекреационные функции леса. Утрата лесом полезных функций в результате лесных пожаров.

Основная цель - показать многообразие полезностей, свойственных только лесу, и условность их деления на весомые и «невесомые». В качестве примера привести продуктивность сосняков по древесине и живице (весомые полезности) и санитарно-гигиеническое воздействие на территорию («невесомые» полезности). Показать, что в результате лесного пожара, особенно верхового, на многие десятки лет, а нередко и навсегда, перестают проявляться полезные свойства и функции леса.

 

 

 

ТЕМА «КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ»

Перечень вопросов: Советы обнаружившему лесной пожар Простейшие способы и подручные средства тушения низовых лесных пожаров. Правила техники безопасности при тушении лесных пожаров и правила безопасного поведения в лесу.

Основываясь на том, что большинство лесных пожаров возникает по причинам, зависящим от человека, рекомендуется воздействовать на сознательность, гражданские и патриотические чувства посетителей леса. Необходимо убедить в недопустимости безразличного отношения к огню, загораниям в лесу, лесному пожару, в необходимости безопасного пользования огнем и соблюдения правил техники безопасности при тушении загораний в лесу и лесных пожаров.

 

ТЕМА «С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПРОФИЛАКТИКУ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ»

Перечень вопросов: Роль разъяснительной и воспитательной работы в деле предотвращения загораний и пожаров в лесу. Зависимость пожарной обстановки в лесу от экологической культуры человека. Негативные последствия лесных пожаров не только для общей экологической обстановки в области, но и для здоровья (обгорания при баловстве с огнем). Пропаганду на тему профилактики лесных пожаров рекомендуется проводить со школьниками, так как дети часто играют и балуются с огнем.

ТЕМА «НА ТУРИСТСКОЙ ТРОПЕ»

Перечень вопросов: Общие сведения о туризме на территории области, района. Интенсивность рекреационной нагрузки на единицу лесной площади. Примеры нарушения туристами правил пожарной безопасности в лесу и причиненного ущерба.

Рекомендуется дать краткую характеристику достоинств лесов на территории области, района, показать распределение нагрузки по территории, месяцам, дням недели (человек, автомашин на одну тысячу гектаров). Перечислить наиболее распространенные виды туризма - однодневный, многодневный, конный, пеший, на автотранспорте, организованный. На конкретных примерах продемонстрировать нарушение туристами и отдыхающими правил пожарной безопасности в лесу. Особо остановиться на тех нарушениях, которые повлекли за собой пожары. Показать непривлекательность лесных гарей для туристов и отдыхающих

ТЕМА «ЛЕС - КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ»

Перечень вопросов: Кедр - ценнейшая древесная порода. Кедровые леса - место обитания соболя, белки, медведя, лося и других зверей и пернатой дичи. Водоохранная и почвозащитная роль кедровых лесов. Пищевые и целебные достоинства кедровых орехов. Ценность древесины кедра. Повреждаемость и гибель кедровых лесов в результате лесных пожаров, затрудненность и длительность возобновления кедровников.

По такой же схеме может быть разработан материал о сосновых, елово-пихтовых и других лесах.

В материале на аналогичные темы необходимо стремиться показать незаменимость леса -источника только ему свойственных полезностей, утрачиваемых в результате лесных пожаров.

ТЕМА «ФАКТОРЫ ОПАСНОСТИ ПРИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРАХ»

Перечень вопросов: Классификация лесных пожаров. Скорость распространения горения при лесных пожарах. Опасные факторы лесных пожаров. Меры безопасности в районах лесных пожаров.

Основная цель рассматриваемой темы - ознакомить граждан с разновидностями лесных пожаров, скоростями распространения горения, с опасными факторами лесных пожаров, с правилами по технике безопасности и мерами предотвращения несчастных случаев.

В своем большинстве лесные пожары сопровождаются интенсивным выделением тепловой энергии, газообразных веществ, дыма, влияют на прозрачность атмосферы, воздушные потоки в районе их действия. Отрицательные последствия лесных пожаров, особенно крупных, колоссальны и проявляются в течение десятилетий. Все это дает основание считать лесные пожары бедствием.

 

Просмотров: 1301 | Добавил: kuhta | Рейтинг: 0.0/0