Квартальнов В.А. Туризм
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ТУРИЗМ - ФЕНОМЕН XX ВЕКА
В части первой рассказывается об истории развития туризма, путешествий и
различных видов транспорта; рассматривается понятийно-терминологический аппарат,
характеризующий туризм; раскрывается экономическая значимость индустрии туризма,
ее влияние на экономику региона, страны.
Особое внимание уделяется развитию внутреннего, национального, туризма. В связи
с этим актуальными являются характеристика существующей в России
материально-технической базы туризма и анализ современного состояния основных
сегментов индустрии туризма Российской Федерации: транспортной сети, предприятий
гостиниц и ресторанов, различных туристских организаций.
Туризм - это крупный сектор экономики. Все развитые государства мира уже давно
заинтересованы в его развитии. В мировой экономике туризм вышел на лидирующие
позиции, конкурируя лишь с добычей нефти.
Бурное развитие во всем мире электронно-вычислительной техники и внедрение
автоматизации в туризм делают его также сферой международных информационных
технологий и процессов.
Велика роль международных, региональных и национальных туристских организаций,
которые вносят вклад в развитие мирового туризма и проводят протекционистскую
политику в рамках отдельных стран и регионов.
Большое влияние с социальной точки зрения оказывает туризм и на регионы:
благодаря развитию туризма появляются сотни тысяч рабочих мест, развиваются
коммуникационные системы, повышается культура и грамотность местного населения и
т. п. А в ряде регионов, удаленных от промышленных и культурных центров, только
он один и может выполнять эти функции.
Анализ современного состояния туризма во многих странах позволяет понять, что
развитие туризма должно сопровождаться усилиями в содействии программам
внутреннего, национального, туризма. В рамках каждой страны внутренний туризм
благодаря перераспределению национального дохода способствует стабильному
положению национальной экономики, более глубокому осознанию общности интересов и
развитию видов деятельности, благоприятных для экономики страны в целом.
Национальная и международная туристская деятельность является неотъемлемой
составляющей необходимых преобразований, в основе которых полное и гармоничное
развитие личности, право человека на уважение его достоинства и
индивидуальности, уважение моральных ценностей народов.
Поскольку туристская деятельность является одной из самых трудозатратных
и
выступает как регулятор занятости населения, немаловажная роль отводится
профессиональному образованию в туризме. Учитывая такие характеристики
туристского рынка, как динамическая изменчивость, возникновение новых
тенденций и
способов предпринимательства, важно научить специалистов туризма
ориентироваться
в конъюнктуре и динамике туристского рынка. Только образованный,
соответствующим
образом подготовленный специалист способен создать конкурентоспособный
продукт и
реализовать его на рынке туристских услуг.
Основу многих учебных пособий по туризму, как правило, составляет зарубежный
опыт. Несомненно, положительный опыт зарубежных стран следует учитывать в
процессе изучения различных аспектов туристской деятельности. Однако опираться
необходимо все-таки на опыт отечественных туристских организаций.
Данная часть содержит системное изложение определений и проблем туризма,
необходимое
для студентов туристских вузов и колледжей. В ней представлены как
основополагающие , принципы туризма, так и основные составляющие туристской
индустрии. Особое место
отведено рассмотрению инфраструктуры индустрии туризма в Российской Федерации,
развитию ее транспортной сети, авиационного, автомобильного, железнодорожного
и
водного транспорта. Как составляющие инфраструктуры туризма рассматриваются
сферы
гостиничного, ресторанного бизнеса и индустрии развлечений, их место на
туристском
рынке России. Приводится анализ перспектив российского туризма в рамках бизнеса
туров и
транстуров, поскольку в современных условиях именно в этой области туристской
деятельности наблюдается острая конкурентная борьба. '"
Особое внимание следует обратить на имеющиеся статистические данные, позволяющие проанализировать современное
состояние туристского рынка России.
Глава 1. История развития туризма
Массовый туризм является феноменом XX века, так как
приобрел современный вид в основном за счет автомобилей и самолетов с
реактивными двигателями. Однако люди путешествовали уже с незапамятных времен,
главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Останки первых
людей (Homo erectus) были найдены в Западной Европе, Африке, Китае и Джаве. Этот
факт указывает на замечательную способность древних людей путешествовать на
дальние расстояния без каких-либо средств передвижения. Изобретение денег
финикийцами и развитие торговли, начавшееся в 4-м тысячелетии до н. э., можно
определить как начало современной эры путешествий. Финикийцы также изобрели
письменность и колесо, так что их по праву можно считать родоначальниками
"туристского бизнеса".
§ 1. Первые путешественники
Жители Океании. Среди самых первых были путешествия по Океании. Маленькие
челночные каноэ, не более 40 футов длиной, использовались для путешествий из
Юго-Восточной Азии через Микронезию и Тихий океан к островам Маркизы, архипелагу
Туамоту и Объединенным островам. В 500 г. до н. э. полинезийцы с Объединенных
островов путешествовали на Гаваи на расстояние более 2 тыс. миль. Навигация
осуществлялась путем наблюдения за расположением солнца и звезд, волнениями
океана, облаками и полетами птиц. Неразгаданной остается проблема пополнения
запасов пресной воды и еды.
Жители Средиземноморья. В древней колыбели Западной цивилизации путешествия с
целями торговли, коммерции, религиозной, лечения или обучения совершались с
давних пор. В Ветхом Завете существуют многочисленные упоминания о путешествиях
торговцев на караванах.
С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия
древнегреческие ученые (Геродот, V в. до н. э.) и исследователи других стран
(Пифей, IV в. до н. э.).
Начиная с 776 г. до н. э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи
любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других
государств Средиземноморья. К этому периоду относится и сооружение специальных
больших домов, в которых могли разместиться и отдохнуть атлеты и зрители.
Накопившиеся к началу нашей эры географические данные о различных странах
наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г. до н. э. - 20
г. н. э.) и Клавдием Птоломеем (90168 гг. н. э.).
Древний Рим внес свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные
территории империи были первостепен-ными составляющими, необходимыми для
туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли
путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день, чтобы посмотреть
знаменитые храмы в регионе Средиземноморья, особенно пирамиды и памятники
Египта. В период расцвета Римской империи для римлян из богатых семей поездка в
Грецию зачастую была связана с необходимостью дополнить свое образование.
Позднее путешествия в Грецию стали приобретать развлекательный характер: страна
привлекала туристов фестивалями, атлетическими соревнованиями и другими видами
увеселений и развлечений. Перемещение богатых путешествен-ников требовало
соответствующей организации их отдыха. Особенно охотно посещались места с
теплыми минеральными источниками.
Еще в I в. до н. э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы,
находившиеся друг от друга на расстоянии одного дня езды на лошади. Они
располагались в городах и на главных дорогах, по которым проезжали курьеры и
государственные служащие из Рима, вплоть до Малой Азии и Галлии.
В правление Александра Великого (с 334 г. до н. э.) город Эфес в Турции стал
важным торговым центром и одним из главных городов в античном мире, куда
стекались туристы, чтобы полюбоваться на акробатов, жонглеров, волшебников,
которые переполняли его улицы.
Однако упадок Римской империи (I в. н. э.) сопровождался и упадком туризма.
Поток богатых путешественников сократился, дороги пришли в негодность, страна
стала наполняться бандитами, ворами, сделавшими путешествия небезопасными. В
течение последующих веков и до середины XV века главным видом путешествий было
паломничество европейцев, которые путешествовали по святым местам континента.
Европейцы. Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе
происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими
рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и
территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в
сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Представители
привилегированных классов совершали в средние века путешествия ft целебным
источникам. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они
объективно расширяли географические познания человека. Подробные описания
увиденных ими рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко
Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб и др.
Создавались предпосылки для великих географических открытий конца XV - второй
половины XVII века, число не открытых географических мест на карте мира
неуклонно сокращалось.
Американцы. В XVI веке огромный континент Северной Америки исследовался
испанцами, которые для своих путешествий использовали лошадей.
Первые путешествия американцев по стране осуществлялись пешком или на лошадях, в
дальнейшем стали использоваться маленькие лодки и каноэ. По мере того как
строились дороги, стали распространяться поездки на почтовых каретах.
Строительство железных дорог по всей стране привело к еще большей популярности
путешествий. В 1850 г. была основана компания "Америкэн Экспресс", которая стала
пионером в использовании дорожных чеков (1891 г.) и различных туристских услуг.
Одним из самых важных событий в истории путешествий по Америке являются поездки,
совершенные во время второй мировой войны: более 12 млн американцев обслуживали
вооруженные силы с 1941 по 1945 г.
§ 2. Географические открытия русских мореплавателей и путешественников
Значительный вклад в изучение малоизвестных районов, стран и континентов внесли
русские мореплаватели и путешественники. В 1639 г. были достигнуты берега Тихого
океана. Первым пересек Сибирь и вышел к Охотскому морю Иван Москви-тин. В
1643-1646 гг. путешествие из Якутска к Тихоокеанскому побережью совершил В. Д.
Поярков. В 1648 г. Семен Дежнев прошел морем из устья Колымы через пролив между
Азией и Америкой в устье реки Анадырь. В 1697 г. В. Т. Атласов открыл Камчатку,
а в 1711 г. русские побывали на Курильских островах.
В 1732 г. экспедиция Ивана Федорова пристала к берегам Аляски близ мыса Принца
Уэльского. Во время путешествия В. Беринга (1725-1743 гг.) были открыты
Алеутские острова, остров Беринга, северо-западные берега Америки, проложен путь
через пролив между Азией и Америкой, сделана съемка побережья Охотского моря,
Камчатки, Курильских островов и северной части Японии. Среди имен замечательных
русских путешественников XVIII в. - В. Прочищев, Д. Л. Овцын, Д. Я. Лаптев и X.
П. Лаптев, С. И. Челюскин, С. П. Крашенни-ков. "Российским Колумбом" называют Г.
И. Шелихова.
К началу XIX в. в основном завершился процесс открытия обитаемых континентов.
Были пройдены и исследованы целиком или в большей части своего течения все
крупные реки, нанесены на карты большие озера, установлены основные черты
рельефов обитаемых территорий.
В XIX и XX вв. осваивались приполярные пространства, велись сухопутные
исследования малоизученных внутренних районов Азиатского континента и
океанографические изыскания. Для русских путешественников начало XIX в. было
ознаменовано первыми кругосветными путешествиями, предпринятыми капитанами Н. Ф.
Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-1804 гг.), которые открыли в Тихом океане
новые острова. Мореплаватели М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен посетили
Австралию, Полинезию и открыли Антарктиду (1821 г.). Путешественник Н. Н.
Миклухо-Маклай детально изучил Новую Гвинею (70-е годы XIX в.), русские
исследователи сделали огромный вклад в освоение Центральной Азии. Они проникали
сюда через Тянь-Шань, Памир и Монголию. Выдающееся место в изучении этого
региона принадлежит П. П. Семенову-Тян-шаньскому и Н. М. Пржевальскому.
К началу XX в. русские путешественники и мореплаватели освоили одну шестую часть
поверхности суши, занимаемую Россией, изучили многие приграничные географические
районы и громадные пространства Азии, все берега Европы и Азии: от
Варангер-фьорда до Кореи, берега значительной части Северной Америки, сделали
ряд замечательных открытий в других районах земного шара.
§ 3. Первые достопримечательности
С древнейших времен достопримечательности были главной целью туристов. Многие из
нас слышали о семи чудесах света, к которым относятся:
1. Древнеегипетские пирамиды, включая Сфинкса (единственное чудо, сохранившееся
до наших
дней); 2. Висячие сады Семирамиды в Вавилоне (сейчас Ирак); 3. Мавзолей в Галикарнасе (Турция); 4. Статуя Зевса в Олимпии (Греция); 5. Статуя Гимоса, так называемый Колосс Родосский (остров Родос, примыкающий к
Греции); 6. Маяк в Александрии (Египет); 7. Храм Артемиды, или Храм Дианы, в Эфесе (Турция).
К знаменитым мировым достопримечательностям относятся также:
- Тадж Махал (Индия); - Великая китайская стена; город Петра (Иордания); - гигантские пиктограммы (Перу); - руины Машу-Пиешу (Перу); - комплекс буддийских храмов Боробудур (остров Ява).
Как в античные времена путешествовали для того, чтобы посмотреть чудеса света,
так современные туристы путешествуют, чтобы увидеть чудеса природы: Великий
Каньон, Ниагарский водопад, национальные парки, океаны, озера, а также чудеса,
построенные человеком: великие города, музеи, памятники.
§ 4. Первые турагентства
В 1822 г. Роберт Смарт из Бристоля (Великобритания) сообщил о себе как о первом
пароходном агенте. Он начал регистрировать пассажиров на пароходы, курсирующие
по Бристольскому каналу, а также в Дублин (Ирландия).
В 1841 г. Томас Кук организовал массовую прогулку (570 человек) от Ланкастера до
Лонгоборуга железнодорожным составом, по цене 1 шиллинг с каждого пассажира. Это
был первый публично рекламируемый экскурсионный поезд, а Кук - первый агент
экскурсионных поездов. С 1847 г. компания Кука стала распространять специальные
билеты на путешествия и экскурсии не только в пределах Англии, но и за рубежом.
В 1863 г. Кук организовал большое туристское путешествие в Швейцарию, в 1868 г.
- в Северную Америку. В настоящее время компания Кука остается одной из самых
больших туристских организаций в мире.
Первым специалистом в организации индивидуальных эксклюзивных поездок был Томас
Беннет, англичанин, который служил секретарем у британского консула в Осло
(Норвегия). Находясь на этой должности, Беннет организовывал индивидуальные
театральные туры в Норвегию. С 1850 г. он стал называть себя "организатором
поездок" и предоставлял индивидуальным туристам маршруты, транспорт, питание и
туристское снаряжение, заранее договаривался о лошадях и гостиничных номерах для
клиентов.
§ 5. Первые организованные экскурсии
В конце XVII и первой половине XVIII в. под влиянием идей великих просветителей
в некоторых учебных заведениях Европы начинают практиковаться краткие экскурсии
и пешеходные прогулки для учащихся. Они проводились с целью обеспечения
наглядности и предметности в системе обучения и воспитания по методу известного
польского педагога Яна Амоса Коменского.
Начало экскурсионной деятельности в нашей стране было положено во второй
половине XIX в. В этот период активно работает Общество любителей
естествознания, имевшее свои организации в Петербурге, Москве, Казани,
Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. В 1902-1909 гг. действовало
Кавказское горное общество (Пятигорск). В 1905 г. создается одно из первых
отечественных экскурсионных учреждений -Ялтийское экскурсионное бюро
Крымско-Кавказского горного клуба. С 1899 г. при Педагогическом обществе в
Москве работала комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для
учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ и школ, которая также
координировала деятельность Центральной экскурсионной комиссии при Московском
учебном округе.
Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических,
культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных
выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ,
представителей демократически настроенной интеллигенции. В 1872 г. в Москве был
открыт Политехнический музей, в 1873 г. основан Исторический музей.
Во второй половине XIX в. в России получают распространение горные путешествия.
В 1877 г. организуется первый в стране альпийский клуб при Кавказском обществе
естествознания в Тифлисе. Созданный в 1890 г. в Одессе Крымский горный клуб
открывает свои филиалы в Ялте и Севастополе. В конце XIX - начале XX в. развитию
туризма стали уделять внимание многие научные и любительские общества, в
частности Русское географическое общество, Общество любителей естествознания,
Петербургское общество народных университетов и др.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных
прогулок, внимание к туризму и экскурсиям многих учебных заведений, организаций,
научных и профессиональных обществ, стремление русской интеллигенции
использовать путешествия, передвижение и познавательные экскурсии для
просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и
экскурсий в специализированные организации. Так, в 1895 г. создается Российское
общество туристов (Российский туринг-клуб), а в 1901 г. - Русское горное
общество. Оба общества были ведущими туристскими организациями вплоть до 1917 г.
§ 6. Первые предприятия размещения
Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с Древним Римом
(примерно 50-й г. до н. э.). В огромной Римской империи было множество
чиновников и купцов, которым приходилось часто выезжать по делам. Для их
размещения стали строиться постоялые дворы, располагавшиеся вдоль главных дорог
в городах и деревнях.
С упадком Римской империи (I в. н. э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие
клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, в эпоху средневековья, с
развитием торговли и путешествий стали возрождаться предприятия размещения.
Бурное развитие европейской экономики в эпоху Возрождения, появление новых
ремесел, расширение торговли между странами - все это также способствовало росту
потребности в постоялых дворах.
Англичане, путешествующие по Европе или переселявшиеся в Америку, приносили с
собой опыт строительства и управления тавернами и постоялыми дворами, который и
положил начало современной гостиничной индустрии.
|