Базовая модель системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях
[ Скачать с сервера (8.1 Kb) ]22.01.2010, 14:15
Базовая модель системной комплексной работы
по сохранению и укреплению здоровья
в образовательных учреждениях I блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения. Блок включает: · состояние и содержание здания и помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами; · оснащенность кабинетов физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; · наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; · наличие и необходимое оснащение школьной столовой; · организация качественного питания; · необходимый (в расчете на количество учащихся) квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психологи, логопеды и т. п.). Необходимо обратить особое внимание на значимость каждой позиции этого блока в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Совсем нередки случаи, когда школа приобретает дорогостоящее оборудование для физиотерапии, не имея при этом тренажеров и необходимой мебели. Ответственность и контроль за реализацию этого блока должна быть возложена на администрацию школы. II блок – рациональная организация учебного процесса. Блок включает: · соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной (домашние задания) нагрузки учащихся на всех этапах обучения; · использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся (использование методик, прошедших апробацию); · введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; · строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении (компьютер, аудиовизуальные средства); · рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера в начальной школе; · индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития), работа по индивидуальным программам в старших классах. Реализация мероприятий этого блока создает условия для снятия перегрузки, чрезмерного функционального напряжения и утомления, условия для нормального чередования труда и отдыха, повышения эффективность учебного процесса. Как показало изучение организации учебного процесса и учебной нагрузки, далеко не всегда, даже в образовательных учреждениях, выделяющих работу по сохранению и укреплению здоровья в числе приоритетных направлений деятельности, серьезно относятся к решению проблем рациональной организации учебного процесса. Это в большей мере относится к лицеям, гимназиям, школам с углубленным изучением предметов. III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы. Блок включает: · полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.); · организацию занятия по ЛФК; · организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроком в начальной школе; · организацию динамических перемен, физкультпауз на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; · создание условий и организацию работы спортивных секций; · регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий («Дней спорта», соревнований, олимпиад, походов и т. п.). Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа может стать основой рациональной организации двигательного режима школьников, она способствует нормальному физическому развитию и двигательной подготовленности учащихся всех возрастов, позволяет повысить адаптивные возможности организма, а значит, станет средством сохранения и укрепления здоровья школьников. К сожалению, в большинстве ОУ резерв физкультурно-оздоровительной работы используется недостаточно. IV блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Блок включает: · внедрение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни («Разговор о правильном питании», «Все цвета, кроме черного» (ранняя профилактика наркотизма), «Приключения в стране здоровья» и т. п.). Подобные образовательные программы должны носить либо модульный характер, либо включаться в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента; · лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; · проведение «Дней здоровья», конкурсов, праздников и т. п.; · создание общественного Совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье». Эклектичность, отсутствие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися, создают условия для негативного отношения к подобным занятиям и дают эффект, прямо противоположный желаемому. Кроме того, нецелесообразно и даже вредно использовать в практике просветительско-воспитательной работы образовательного учреждения пропаганду новых «нетрадиционных» идей и систем оздоровления (природное оздоровление, биодобавки, специфическая организация питания, диеты и т. п.). Следует понимать, что дети (особенно подростки) готовы к любым экспериментам с собственным здоровьем, они еще не способны оценить влияние предлагаемых им методик, а желание «иметь идеальную фигуру» или «накачать мышцы» с помощью нетрадиционных методик может отрицательно сказаться и на физическом, и на психическом здоровье. V блок – организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и уровня знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья. Блок включает: · лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторов, положительно и отрицательно влияющих на здоровье, и т. п.; · приобретение и распространение необходимой научно-методической литературы; · привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, «Дней здоровья», занятий по профилактике вредных привычек и т. п.); организацию общественного совета по здоровью и совместное (учителя, специалисты, родители, учащиеся) обсуждение и решение проблем сохранения и укрепления здоровья в своем образовательном учреждении с учетом реальных возможностей и потребностей; выбор приоритетных направлений деятельности. VI блок – профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья. Блок включает: · использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация, профилактика нарушений осанки, а также нарушений зрения и т. п.); · регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога; · регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья и их обсуждение с педагогами, родителями, ведение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины и своевременно принять необходимые меры. Карта здоровья класса Пропуск по болезни за месяц (дни) Карта здоровья школы Пропуск по болезни за месяц (дни) · создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами; · привлечение медицинских работников к реализации всех компонентов работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей. В этом и других блоках намеренно не выделяется «лечебная и оздоровительная работа», несмотря на то что почти в 20 % школ именно этот вид работы считается одним из основных в деятельности образовательного учреждения. На наш взгляд, и лечебная, и оздоровительная работа (с использованием специальных процедур, требующих врачебного назначения, наблюдения и контроля, таких, как различные виды массажа, физиотерапии, бальнеотерапии, фитотерапии, аромотерапии, озонотерапии и т. п.) не является функцией образовательного учреждения. Подобная работа может быть дополнительным компонентом в работе, которую ведут медицинские работники образовательного учреждения.
Категория: НОРМАТИВНАЯ БАЗА | Добавил: kuhta
Просмотров: 4231 | Загрузок: 851 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]