Цель и задачи деятельности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.
Функции классного руководителя
Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители! надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
- проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
- определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
- учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
- обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально-значимой, творческой деятельности обучающихся класса.
Критерии оценки осуществления функций классного руководителя
Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивай, па основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся).
Классный руководитель может выбрать форму составления характеристики класса, наиболее соответствующую актуальным учебно-воспитательным задачам по сплочению коллектива класса. Главное в такой работе - удобство в отслеживании положительной динамики в изменениях взаимоотношений детей в классе, улучшения микроклимата, успеваемости, дисциплины.
Характеристика классного коллектива может включать следующие разделы.
1. Формирование детского коллектива
а) Состав класса, количество мальчиков и девочек, паспортный возраст учащихся класса, количество учащихся из полных и неполных :семей.
б) Начало вхождения ученика в коллектив: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. д.
в) Микрорайон проживания учащихся.
г) Пути вхождения в коллектив новых учащихся.
2. Анализ психофизического здоровья учащихся
а) Анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы).
б) Фамилии учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителей-предметников.
в) Отношение больного ребенка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни.
г) Соотношение здоровья и учебных результатов.
3. Характеристика интересов учащихся
а) Сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся.
б) Отношение учащихся к собственному учению.
в) Отношение учащихся к учебным предметам.
4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся
а) Желание работать с книгой и читать ее.
б) Уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
в) Отношение учащихся к выполнению домашних заданий.
г) Степень вовлеченности ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учетом их интересов (кружки, факультативы, спецкурсы).
5. Характеристика сформированности классного коллектива
а) Определение в детском коллективе лидеров и изолированных Причины их разделения.
б) Определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам).
6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива
а) Открытость, закрытость, тревожность учащихся.
б) Наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности.
в) Наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений.
г) Степень конфликтности учащихся, ее причины.
д) Наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.
7. Характеристика семей учащихся
а) Возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях.
б) Отношение родителей к школе и учебным успехам ученика.
в) Характеристика взаимоотношений детей и родителей.
г) Ценностные ориентации семей учащихся.
8. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива
а) Анализ педагогической диагностики класса, проведенный классным руководителем.
б) Положительные качества коллектива, которые нуждаются в развитии и поддержке.
в) Отрицательные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.
9. Структура классного коллектива
а) Актив класса.
б) Поручения учащихся класса.
в) Микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел).
Карта семьи
1. Ф. И. О. учащегося___________________________________________________________
2. В каком классе учится Ваш ребёнок___________________________
3. Возраст________________________
4. Домашний адрес_____________________________________________________________
5. Родители: Мать_______________________________ Отец__________________________
5.1. Возраст родителей__________________________________________________________
5.2. Образование родителей (среднее, неполное среднее, специальное среднее, высшее) ____________________________________________________________________________
5.3. Род занятий родителей (рабочие промышленности, служащие, преподаватели вузов, пенсионеры, домохозяйки, занимающиеся бизнесом, предпринимательством и др.) _________________________________________________________________________
5.4. Сколько лет существует семья (до 5 лет, 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, более 20 лет) _____________________________________________________________________________
6. Тип семьи:
· Полная.
· Неполная.
· Материнская.
· Альтернативная (юридически не оформлены отношения).
· Многодетная (сколько детей) ________________
7. Состав семьи (совместно проживающие):
- Мать.
- Отец.
- Бабушка.
- Дедушка.
- Сыновья (указать возраст).
- Дочери (указать возраст).
- Другие члены семьи
8. Доход на одного члена семьи в месяц_______руб.
9. Жилищные условия:
- Нормальные (благоустроенная квартира, собственный дом).
- Неблагоустроенная квартира.
- Комната в общежитии.
- Другое ______________________________
10. Семейный уклад;
- Позитивный (нормальные отношения в семье)_________________________
- Противоречивый (есть проблемы, но разрешаются) _____________________
- Семейный уклад неблагоприятный из-за:
- Наследственные болезни.
- Конфликты, скандалы в семье.
- Вредные привычки.
- Бывшая судимость.
- Алкоголизм.
- Пристрастие к наркотикам.
- Токсикомания.
- Другое_____________________________________________________.
11. Психолого-педагогическая культура:
матери _______________________________отца ____________________________________
- Высокий уровень.
- Средний уровень.
- Низкий уровень.
В сильной степени |
В средней степени |
В слабой степени |
12. В какой степени лично Вам присуще следующее:
- Знание интересов детей.
- Умение применять педагогические знания на практике.
- Умение учитывать в воспитании детей их возрастные особенности.
- Умение объективно анализировать конкретные ситуации, возникшие в семье.
- Умение анализировать мотивы поведения.
- Умение расположить ребёнка к откровенности.
- Умение ставить цели воспитания.
- Умение находить адекватные возрасту, средства воспитательного воздействия на своего ребёнка.
13. Наличие помощи семье в воспитании детей со стороны школы.
- Есть (какая) _______________________________________________________
- Нет______________________________________________________________
- Не знаю__________________________________________________________
14. Состояние здоровья ребёнка:
- Болезненность (сколько раз болел в истекшем году)______________
- Наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушению здоровья (тревожность, раздражительность, высокая утомляемость, расторможенность, заторможенность, беспокойство, головные боли, головокружения, плохой аппетит, невнимательность, неусидчивость, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, навязчивые привычки: грызение ногтей, сосание пальца и др.).
- Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы, недосыпание, нарушение сна, страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода, потливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи, другие жалобы
- Есть ли жалобы ребёнка на плохое самочувствие. Когда они возникают чаще всего?
_______________________________________________________________________
15. Оценка роли ребёнка в семье:
- С ним (с ней) считаемся.
- Ребёнок не зарабатывает, значит, своего голоса не имеет.
- Никогда об этом не задумывались.
16. Уровень нравственной воспитанности ребёнка:
- Высокий. 2. Средний. 3. Низкий
17. Самооценка учащегося:
- Завышенная.
- Заниженная,
- Адекватная___________________________
18. Как учится Ваш сын (дочь)___________________________________________________
19. Предметы, по которым наиболее высокий и устойчивый бал
_____________________________________________________________________________.
20. Предметы, по которым наиболее низкий балл
_____________________________________________________________________________
21. Чем увлекается Ваш сын (дочь)?
_____________________________________________________________________________
22. Считаете ли Вы, что в школе должен работать социальный педагог, знающий и понимающий проблемы конкретной семьи и способный оказать практическую помощь в формировании личности ребёнка. ________________________________________________
23. Кто в данное время оказывает существенное влияние на формирование Вашего сына (дочери): ближайшие родственники, друзья (подруги), «тусовка».
24. В какой конкретно помощи в данный момент нуждается ваша семья:
- Натуральной.
- Материальной.
- Помощи социального педагога.
- Помощи психолога.
- Другой помощи__________________________________________________________
25. Вы понимает своего ребёнка, и он получает от Вас необходимую помощь _____________________________________________________________________________
26. Вы понимаете проблемы своего ребёнка, но не можете оказать ему помощь в их разрешении___________________________________________________________________
27. Вы перестали ладить со своим ребёнком, это проявляется в форме _____________________________________________________________________________
28. Вы следите и читаете специальную литературу, помогающую Вам воспитывать детей_________________________________________________________________________
29. Вы не читаете литературу, способную оказать помощь в воспитании детей _____________________________________________________________________________
30. Какие, на Ваш взгляд, ошибки имеют место со стороны школы в формировании личности учащегося ____________________________________________________________
31. Какие Вы делаете ошибки, просчёты в воспитании сына (дочери)
_____________________________________________________________________________
32. Что Вам мешает в воспитании детей:
- Недостаточное знание семейной педагогики.
- Семейный разлад.
- Недостаток свободного времени.
- Отсутствие единых требований в воспитании.
- Другие причины (укажите, какие)___________________________________________
33. Какие из указанных недостатков и в какой степени присущи Вашему сыну (дочери)?
В сильной степени |
В средней степени |
В слабой степени |
Не присущи |
-Равнодушие - Эгоизм
-Потребительство<